SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
08/17/17 09:46:10
 
Главная arrow Статьи arrow УКРАИНЕ - СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Аналитические материалы
« А НЕ ПОРА ЛИ … ? »
 
Статьи
УКРАИНЕ - СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

 
Это любопытно
О ПРОБЛЕМЕ НЛО В УКРАИНЕ
 
Ссылки

 

 

 

 

Виктор Фуклев:
«Украине – стабильное развитие. Народу – благополучие и процветание»

 

Интервью с В.В.Фуклевым,
Членом «Системного информационно-аналитического Центра» (Украина), которое он дал корреспонденту российского журнала «Национальная безопасность и геополитика России» в феврале 2000 года.

 

Корреспондент: Уважаемый Виктор Василдьевич! Мы рады новой встречи с представителями СИАЦ (Украина) и хотели бы задать несколько вопросов, ответы на которые представляют несомненный интерес для наших читателей…

 

Фуклев: В Украине, к большому сожалению, пока нет издания, которое занимало бы нишу, аналогичную журналу «Национальная безопасность и геополитика России». Поэтому наш Центр с удовлетворением воспринимает этот диалог как продолжение начатого сотрудничества и мы надеемся, что российские читатели чуть больше нового узнают о нашем государстве, как и украинцы – об России. Кстати, Ваш журнал пользуется очень большой популярностью и спросом в Украине. Мы в перспективе имеем намерение издавать нечто похожее (например «Бюллетень СИАЦ») для украинского читателя, который бы мог ознакомиться с новыми концептуальными идеями, нетрадиционными подходами к различным проблемам и теоретическими разработками на основе системного подхода с применением принципов объемной логики.

 

К: В настоящее время в Украине насчитывается свыше 90 партий, большинство из которых по своей сути (платформе, содержанию программ и ориентирам) очень похожи, и даже в чем-то дублируют друг друга. Верна ли в таких условиях известная пословица: «Где два украинца, там три партии, поскольку каждый из них считает себя гетьманом»?

 

Ф.: Отчасти верно, население Украины уже действительно запуталось в идеологических ориентирах большинства партий, прежде всего малочисленных. И если еще можно четко обозначить правых или левых, то истинные различия между окраской находящихся между ними левоцентристских или правоцентристских сил рядовому гражданину – потенциальному избирателю – достаточно точно неизвестны, да они его, по большому счету, и не особенно волнуют. По мнению многих специалистов, для нормального развития политического процесса в Украине вполне достаточно иметь 5-6 партий, которые могли бы выступать как реальные политические силы, способные бороться за власть и брать ответственность за преобразования в стране. Уже сегодня мы видим, что объединительные процессы неизбежны и диктуются объективными условиями развития процессов в государстве.

 

К.: Нам известно, что в последние годы очень много разговоров ведется вокруг формулирования сути НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ Украинского государства, много копьев уже сломано в попытках сформулировать философские и экономические ориентиры, которые заложили бы прочный фундамент успешного развития государства в новом тысячелетии, сориентировали и объединили народ Украины вокруг социально привлекательных целей строительства и существования украинского государства. В то же время, сам народ уже сформулировал эту идею и стремится практически воплощать свои стремления к благополучию и процветанию, стабильному развитию всего государства. Ваше отношение к такой посылке?

 

Ф.: Естественно, что в практическом воплощении этих простых, понятных и близких каждому человеку идей используются те способы, которые больше присущи каждому индивидиуму, учитывая его жизненный опыт, уровень развития и образования, полученное воспитание, мировоззрение и т.п., поэтому основной проблемой для политической партии, которая хочет возглавить движение граждан, на этом пути не является формулирование национальной идеи – она уже фактически сформулирована народом и сознательно или полусознательно руководит поведением людей, а создание наибольше благоприятных условий в экономической, политической и идеологической сферах для достижения этой цели, создания такого государственного строя, который бы максимально содействовал людям продвигаться в направлении их устремлений – к зажиточной жизни и социального оптимизма.

 

К.:  Как СИАЦ видит соотношение политических и экономических составляющих в  установках такой партии, которая могла бы быть привлекательной для широких народных масс?

 

Ф.:          Что касается экономической политики партии, которая бы могла бы стать настоящим авангардом среди политических сил (например, можна условно назвать ее партией “Солидарность”, или “Единство” – как в России – кстати, на наш вгляд, удачное название), то она должна строиться на проверенных историей и международной практикой прагматических посылках свободной конкуренции и законодательного обеспечення интересов местных объединений снизу вверх, в строгом соответствии с административно-территориальным устройством и делегированием этими объединениями экономических полномочий касательно формирования той части общегосударственного бюджета, которая идет на поддержание обороноспособности государства, защиту ее границ, внутренней та внешней безопасности, правопорядка, органов государственной власти и управления, социальную защиту, национальную науку и т.п.

 

К.: И как же при этом должно осуществляться формирование бюджета?

 

Ф.: При таком подходе бюджет должен формироваться одноканально на основе индикативных планов экономического развития, которые формируются на территории каждой административной единицы и сводятся на уровне областей вместе с проектами бюджетов на следующий финансовый год. Поступления в государственный бюджет формируются от фактически полученных средств к доходной части территориальных бюджетов за утвержденной пропорцией один раз на 3 года (в будущем на 5 лет) и последующему перераспределению категорически не подлежат. В общегосударственном бюджете формируется также статья на форсмажорные затраты, которая может составлять не более 2 процентов от объема всего госбюджета.
                Одновременно государственный аппарат реформируется таким образом, что его главной функцией, если образно сказать об этом, является только развитие и поддержка “правил игры” на всем экономическом поле государства и защита экономических интересов Украины в международных отношениях.

 

К.: Что является приоритетным для представителей власти на данном этапе развития Вашей страны?

 

Ф.: Главной задачей для органов власти всех уровней должно быть создание законодательных и экономических условий (предпосылок) для формирования, взращивания и укрепления среднего класса как основы стабильности государства, его экономического и социального развития.

 

К.: На Ваш взгляд, каким оптимальным образом это может быть практически реализовано?

 

Ф.: Эта чрезвычайно важая цель может быть достигнута за счет определенной системы мер, включающую в себя:
-              Умную, гибкую, понятную и необременительную для среднего класса налоговую политику;
-              Разработка эффективных планов развития территории и привлечение на основе политики “открытых дверей” внутренних и иностранных инвесторов, передовых технологий;
-              Создание дополнительных рабочих мест за счет внедрения системы “общественных работ” на поддержку и развитие жилищно-коммунального хозяйства, дорог, и т.п.;
-              Передача прав собственности государства на объекты производственной сферы за исключением тех, которые обеспечивают общегосударственные потребности и не могут принадлежать местным территориальным объединениям или органам власти, частным предпринимателям;

-              Создание эффективного ринка долговых обязательств в государстве и решение на этой основе одной из самых больших проблем экономики    кризиса неплатежей;
-              Переориентация всей государственной политики на поддержку семьи – как важного социального института и семейных хозяйств    как субъектов рынка;
-              Создание условий для повышения стоимости рабочей силы и расширения на этой основе возможностей для эффективного накопления и воспроизведения человеческого потенциала.

 

К.: Виктор Васильевич! Можно ли более подробно рассказать о путях решения проблемы кризиса неплатежей в Украине, что, несомненно, может представлять практический интерес и для России.

 

ф.: Как вы знаете, мы в большинстве случаев стараемся что-то повторить или скопировать друг у друга. В данном случае, Россия опережает нас не только в развитии  ситуации, но и в идеях. В РФ уже создан и действует Федеральный долговой центр (ФДЦ). Мы внимательно изучали опыт и наработки ФДЦ и пришли к выводу, что в этом есть определенное рациональное и полезное зерно. Вместе с тем, специалисты СИАЦ, учитывая особенности национального развития Украины, предложили несколько другую модель реализации подобной идеи. Наши предложения были официально направлены в Совет национальной безопасности и обороны (СНБОУ) еще 25 января текущего года. Мы также передавали свои разработки в Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП).

 

К.: …И они, конечно, заинтересовали власти?

 

Б.: До настоящего времени ответа наша общественная организация не получила. Считаем, что как СНБОУ, так и УСПП или не смогли в достаточной степени оценить наработки наших специалистов, или не захотели это сделать. Собственно, эта ситуация, как и многие другие порождают естественный вопрос: есть ли действительно политическая воля сделать Украину процветающей? Если да, то кто возьмет на себя задачу инвентаризации страны. СНБОУ или специально созданная структура под эгидой ныне действующего Президента? Может быть, это и не является для кого-то принципиальным вопросом. Но чьи интересы при этом будут затронуты, каковы должны быть морально-этические качества персоналий, какова цель, т.е. для кого это будет делаться и во имя чего?

 

К.: В таком случае Вам предоставляется возможность рассказать нашим читателям о сделанных разработках, если это не является закрытой информацией.

 

Б.: Нет, никаких тайн тут нет. Но, может быть, украинские чиновники через Ваш журнал все же узнают нашу точку зрения. Мы готовы к дискуссиям и обсуждениям того, что предложили специалисты СИАЦ. Остановлюсь на основных моментах затронутой темы несколько подробнее.
Общий спад производства в украинской экономике, во многом порожденный кризисом неплатежей, которая за последние годы приобрела почти тотальный характер. Кредиторськая и дебиторськая задолженность субъектов предпринимательства достигла на 01.07.99 г. 182,6 млрд. грн. и  149,6 млрд. грн. соответственно, что значительно превышает ВВП страны. На данный момент эти цифры еще больше выросли и явно не в пользу украинской экономики, я их даже не хочу называть, чтобы лишний раз никого не пугать. Но специалистам они достаточно хорошо известны.

 

К.: Но какие-то конкретные меры украинским правительством, парламентом и Президентом предпринимаются чтобы как-то изменить ситуацию?

 

Б.: Мероприятия, которые осуществляются на уровне государства и отдельных предприятий, к сожалению, пока что не имеют комплексного или системного характера и, в основном, состоят из различных схем взаимозачетов, товарообменных операций и выпуска сурогатных от денег инструментов (векселя и другие обязательства), которые много в чем только загоняют решение этой проблемы в глухий угол. Некоторые попытки навести порядок в расчетах в энергетической и газовой отраслях предприняты новым правительством во главе с В.Ющенко. Но сегодня имеются определенные сомнения в достижении положительного результата, поскольку “новые схемы” очень уж напоминают ранее внедрявшиеся в 1997-1998 г.г. Тем более, что так называемое “реформаторское” правительство продолжает вынуждено “заигрывать с МВФ” и вести с ним переговоры по реструктуризации долгов. А в этой связи хотел бы напомнить читателям слова бывшего заместителя председателя Федерального резервного совета США, профессора экономики Пристонского Университета Алана С.Блайндера: “Кто является клиентами Фонда (МВФ)? Когда команда спасателей устремляется на помощь какой нибудь стране – кого они идут спасать? Местные правительства и/или финансовые учреждения? Западных кредиторов? Я предлагаю другой ответ: Фонд должен помогать миллионам невинных наблюдателей, которые не играли никакой роли в создании карточного дома, но пострадали, когда он обрушился”.
                Из этих слов можно сделать вывод о действительном признании роли МВФ в создании карточных финансовых домов, как части общего механизма управления экономикой и политикой на планете для человеческой цивилизации, признании наносимого мировым финансовым правительством огромного вреда человечеству в целом.

 

К.: Но это же характерно не только для Украины?

 

Б.: Да, конечно. Кризис неплатежей не является феноменом только отечественной экономики. Почти все страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и некоторые другие сталкивались с этой проблемой во время либерализации своих экономик. Таким образом, мировая практика наработала и   систему мер, которые должны противодействовать этому кризису. Обобщая мировой опыт,  кратко эти меры можна свести к созданию общегосударственного рынка долговых обязательств и разработке эффективного механизма работы с долгами. Например, как уже упоминалось, в России создан правительственным постановлением Федеральный долговой центр, который не только нарабатывает нормативное поле деятельности рынка долговых обязательств субъектов предпринимательства перед государством, но и внедряет конкретные механизмы реализации этих долгов и координирует деятельность всех субъектов этого процесса. Важно заметить, что реализация долгов в конечном счете проводится исключительно в денежной форме и средства направляются непосредственно в бюджет и Пенсионный фонд.
                Учитывая, что специалистами СИАЦ уже были наработаны подходы и конкретный план мер относительно создания рынка долговых обязательств в Украине с использованием опыта стран с переходной экономикой, мы посчитали целесообразным просить СНБОУ содействовать созданию соответствующей рабочей группы с привлечением ведущих профессионалов в сфере экономики, банковской области и финансового консалтинга. Особое внимание нами обращалось на то обстоятельство, что в связи с ситуацией, которая сложилась в Украине и непосредственно угрожает национальной безопасности государства, изложенные выше предложения были направлены как на разработку концепции по созданию нового рынка долговых обязательств, так и на отработку конкретных механизмов ее практической реализации.

 

К.: Для того, чтобы реализовать эту предложения СИАЦ, необходимы огромные финансовые затраты?

 

Ф.: Совсем нет, даже наоборот. Мы считаем, что определенными преимуществами нового концептуального подхода является почти полное отсутствие бюджетного финансирования, за исключением минимальных и незначительных затрат на первоначальном этапе, прозрачность действий участников, а также его воплощение в жизнь возможно во время проведения административной реформы.

 

К.: Хотелось бы более детально узнать в отношении того, что представляет из себя концепция создания рынка долговых обязательств в Украине

 

Ф.: Что касается условий, предшествовавших ее созданию и разработке, то они были непростыми. В результате драматических изменений последнего десятиления Украина оказалась в тяжелом политико-экономическом кризисе, с ярко выраженной экономической доминантой, которая не позволяет решить практически ни одной задачи, стоящие перед государством и обществом в переходный период.
                Обвальный спад национальной экономики, обусловленный как устарелыми технологиями производства, так и неэффективными технологиями управления, привели к фактической потере потенциального геополитического преимущества с точки зрения мирового распределения труда, ресурсов и капитала, которое Украина могла иметь в результате создания своей государственности.
Из всей совокупности факторов, негативно влияющих на процессы в народном хозяйстве (платежный кризис и чрезмерно большой процент товрообменных операций, энергетическая зависимость, чрезвычайно жесткая налоговая политика и “тенизация” экономики, криминализация производственных и распределительных отношений, негативный инвестиционный климат, который характеризуется повышенными рисками вложения капиталов, отсутствие надежных механизмов функционирования хозяйства в целом, далекая от совершенства кадровая политика) особое внимание следует обратить на инвестиционную составляющую и механизмы реализации национальной модели экономики. С этой точки зрения даже при поверхностном анализе макроэкономических показателей видно, что без решения проблемы дебиторской и кредиторской задолженностей между предприятиями, которые достигли в Украине астрономических размеров, преодолеть платежный кризис, а тем более решить проблему стабилизации или хотя бы относительного роста экономики не получится.
Таким образом, задачей предлагаемой СИАЦ концепции является создание необходимых условий построения рынка долговых обязательств и эффективного механизма работы с долгами с целью преодоления платежного кризиса.

 

К.: Что в первую очередь следует учитывать при разработке соответствующих моделей реализации изложенных вашими специалистами концептуальных подходов?

 

Ф.: При разработке модели работы с долгами необходимо учитывать также те обстоятельства, что в Украине уже имеется некоторый опыт деятельности в этой сфере как на уровне государства, так и на уровне отдельных корпораций и банковских структур.
                Так, еще в прошлом году утверждена соответствующая структура при Министерстве юстиции, при Государственной налоговой администрации существует фонд “Профессионал”, аналогичные проблемы пытается решать Пенсионный фонд страны, различными видами взаимозачетов занимаются корпорации в энергетической, металлургической, сельскохозяйственной и других отраслях хозяйства. Ведущие банковские учреждения Украины (Проминвестбанк, банк “Украина” и другие) вынуждены создавать специальные подразделения для работы по содействию ликвидации задолженностей по кредитам, реализации залогового имущества и объектов.
В тоже время, сегодня уже целиком очевидно, что эти стремления не всегда дают желаемых положительных результатов, которые могли бы кардинально улучшить ситуацию с платежами.

 

К.: Каковы же принципы организации и функционирования такой системы?

 

Ф.: На основании  детального анализа причин и условий платежного кризиса и с учетом изложенного выше, со стороны специалистов СИАЦ предлагаются следующие предпосылки построения рынка долговых обязательств государства: 
-              Інституционно сам рынок и условия его функционирования создаются государственным органом - специально учрежденным Агентством по работе с долговыми обязательствами;
-              Частичное бюджетное финансирование Агентства осуществляется только на период его создания, в последующем оно функционирует исключительно исходя из принципов самоокупаемости, оставаясь при этом безприбыльным по своей сути;
-              Агентство, имея свои структуры (подразделения) в областях и привлекая к работе субъекты рынка, тем не менее, остается подотчетным правительству органом;
-              Агентство является фактически единым заказчиком и исполнителем от имени государства всей работы по созданию рынка долговых обязательств, "правил игры" и методов деятельности на нем, а также координирует деятельность таких органов как налоговая администрация, отделений Фонда государственного имущества, судовых исполнителей и других структур в сфере организации их действий, направленных на увеличение поступлений в бюджет реальных денежных средств от реализации долговых обязательств во всех формах их существования: денежных, материальных, корпоративных прав и других;
-              Свою деятельность с субъектами предпринимательской деятельности Агентство строит исключительно на рыночных принципах, отстаивая приоритет кредитора над должником, и как можно больше привлекая капитал к эффективному управлению собственностью должников.
-              Результатом деятельности Агентства должно быть не только разрешение проблемы взаимных долгов предприятий между собой и перед бюджетом, но и сосредоточение корпоративных прав в руках эффективных собственников;
-              Одной из найважнейших задач Агентства является привлечение на отечественный рынок долговых обязательств иностранного капитала и создание быстрых и эффективных механизмов его адаптации и роста в условиях национальной экономики, а также привлечение на этой основе передовых технологий и финансирование собственных "точек роста".

 

 К.: Немного об интеграции в мировое хозяйство и накопление инвестиционного капитала… 

 

Ф.: На основе привлечения иностранного капитала и технологий в рынок долговых обязательств, которым практически охватывается вся экономика государства, Украина получит мощный стимул и надежный механизм интеграции в мировое хозяйство подобно Чехии, Польше, Венгрии, Словении и ряда других восточно-европейских стран, в то же время оставляя этот процесс под патронатом государства и сохраняя возможность управления им с точки зрения отраслей, технологий, скорости процесса и других.

 

К.: Можно проиллюстрировать Ваши слова конкретными примерами?

 

Ф.: Да, конечно. Реализация Азербайджану в качестве компенсации за долги по товарным поставкам нефти и бензина части корпоративных прав на продуктопроводы, которые подают эти товары на Запад, Украина получит надежного партнера и альтернативный источник энергоресурсов в виде как азербайджанских, так и транснациональных корпораций, которые пребывают в зоне Каспия, и прямо заинтересованы в экспортных поставках сырья и готовых продуктов через Украину. То же самое следует осуществить во взаимоотношениях с Казахстаном и отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями (как пример - Херсонский НПЗ), некоторыми российскими компаниями в энергетической, металлургической, оборонной и других отраслях.
                В этой связи возникает дополнительная проблема, поставленная в украинской газете “День” (№ 38 от 2 марта 2000 г.): если активы Украины не учтены существующими на данный момент властями на данной территории, то это совсем не означает, что их не учел и не использует кто-то другой. Скорее наоборот. Соответственно, появляется масса других вопросов, начиная от того, каков же истинный механизм фондорыночного управления человеческой цивилизацией, кто за ним стоит и управляет процессом, каковы действительные цели? Соответственно, каково место и роль Украины (если ей как независимому государству вообще отводится какое-либо место), каковы критерии учета и оценки активов, в конечном счете – какова НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, место и роль в человеческой цивилизации Украины в целом и т.д.?

 

К.: Какие дополнительные выгоды может получить Украина при таких подходах?

 

Ф.: Привлечение иностранного капитала в отечественную экономику путем продажи долгов украинских предприятий будет иметь позитивный эффект еще и потому, что будет содействовать целевому накоплению его при соответствующем контроле со стороны Агентства и других государственных учреждений в приоритетных направлениях и относительно стратегии Правительства, чего раньше достичь было невозможно. Более того, получивши возможность привлечения внешних источников инвестиций, возможной и оправданной становится разработка новой стратегии подъема экономики на основе приоритетных направлений и содания соответствующей эффективной Программы Правительства.

 

 К.: Как СИАЦ видит модель создания такой Программы по преодолению кризиса?

 

Ф.: Построение реальной модели преодоления кризиса, результатом которой должно быть создание Правительством и утверждения Верховным Советом действенной Программы Правительства по развиию экономики на последующие 3-5 лет, предлагается осуществить на основе матричной модели развития с использованием т.н. "точек роста". Методика построения матрицы и исчисления "точек роста" специалистами СИАЦ может быть изложена отдельно после утверждения всей концепции работы с долговыми обязательствами и создания на этой основе инвестиционного потенциала, без которого матричная модель работать не в состоянии.
 
К.: Что же, в таком случае, можна поставить во главу угла?

 

Ф.: Одним из краеугодных камней такой Программы Правительства будет бездефицитный бюджет, составленный в том числе за счет дополнительных поступлений после реализации имущества и корпоративных прав должников, а также значительное пополнение Пенсионного фонда за счет этих источников. Кроме стабилизации народного хозяйства, "разшивки" в нем узких мест, связанных с кризисом неплатежей, проект создания рынка долговых обязательств в рамках Программы Правительства имеет ярко выраженную социальную привлекательность, что позволит осуществить его без дополнительных осложнений со стороны субъектов рынка, которые представлены в Верховном Совете определенными силами, которые и лоббируют их интересы. Кроме того, действия Правительства по упорядочению расчетов в народном хозяйстве, пополнению доходной части бюджета и перехода корпоративных прав в руки более эффективных собственников, позитивно будут восприняты международными финансовыми организациями и странами-донорами. 
Таким образом, Программа, созданная с учетом изложенных подходов, имеет достаточно высокие шансы на поддержку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов с соответствующими положительными результатами для экономики Украины в целом. 

 

К:- Чтобы Вы хотели сказать нашим читателям в конце беседы?

 

Ф:- Мы открыты для Всех и будем рады стать частью Общего успеха!
      Надеемся на успешное сотрудничество и понимание!
      Удачи Всем!    
 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59