РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Ямко Ю.Ю.
Системный информационно-аналитический центр, г.Киев, пер.Отрадный, 36-Б.
Как известно, управление представляет собой процесс, в котором присутствуют субъекты и объекты управления во взаимосвязи, происходит выработка, принятие и реализация управленческих решений посредством функций управления. Соответственно, любой управленческий процесс возможно представить в виде многомерной матрицы, в которой связи есть не что иное как потоки информации. При этом само по себе управление является вторичным производным по отношению к целеполаганию, т.е. оно направлено на достижение определенных цели (целей). В свою очередь целеполагание также является процессом, обусловленным информационным состоянием субъекта, его мировоззрением и истинностью входящих информационных потоков. В данном случае речь идет как о понятийном аппарате, основанном на системе ценностных координат, так и осознании мира в целом и человека в нем в максимально доступном по уровням сознания объеме. Поэтому, прежде чем ставить задачи типа гармонизации и гуманизации тех или иных управленческих процессов, настоятельно необходимо ответить на вопросы о том, что есть ценности (истинные, ложные), поскольку представленияо них- основа мотивации социальных действий как отдельной личности, так и социальной общности; определиться с вектором движения сегодняшнего цивилизационного процесса в целом (прогресс, регресс); направленностью формирования информационных состояний, поскольку как для конкретного индивида, так и для различных социальных общностей, истина теперь зависит от того, в каком информационном поле оказывается человек. В данном контексте под информационным полем следует понимать то пространство, в котором действуют носители информации, способные вызвать ее восприятие, индуцировать тип образа жизни и направленность действий. Цивилизационной реальностью стало противостояние не столько государств, сколько информационно-идеологических платформ, имеющих в своем базисе отличные системы ценностных координат. Это противостояние только обостряется на фоне ограниченности доступных планетарных ресурсов и очевидность происходящего просто нельзя не замечать. Если принять за отправную точку положение, что высшей социальной ценностью является человеческая жизнь (не деньги), а жизнь, как таковая – ценность первого порядка, то придется констатировать, что ни одна из существующих идеологических платформ не выдерживает серьезной критики, а цивилизация в целом находится в глубоком кризисе, разрешение которого состоит или в ее уничтожении, или в переходе в качественно иное состояние. Поскольку определяющим есть информационное состояние («В начале было слово…»), речь идет о создании новой общечеловеческой информационно-идеологической платформы, принимающей в своей основе жизнь, как высшую ценность, а способ жизнедеятельность цивилизации – биосферосовместимый, на основе духовно-интеллектуального, материального и экологического баланса. Необходимо осознание реалий на основе нейтрализации стереотипов сознания. Система сегодняшних «общечеловеческих ценностей», базирующаяся на индивидуалистическом подходе в определении приоритетов ведет к катастрофе. Подтверждения в новейшей истории налицо. Что такое хорошо и что такое плохо? - именно этот вопрос является первоочередным на повестке дня, поскольку под ответами понимаются различные, часто противоположные вещи. А именно эти ответы являются определяющими при выработке и принятии в дальнейшем вполне конкретных управленческих решений.