SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
01/23/19 11:26:06
 
Главная
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Голосование
Нравится ли вам сайт
 
Аналитические материалы
ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ
 
Статьи
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ КСК-БАРС
 
Это любопытно
ЧИСЛО ИМЕНИ
 
Ссылки

МИР НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Свящ. Кирилл Копейкин (СПбДА)
 
Конец ХХ века, рубеж тысячелетий - время подведения итогов. Со страхом и надеждой мир взирает в будущее, - третье, - тысячелетие своей христианской, - да и христианской ли в подлинном смысле слова, - эры. И сейчас, на рубеже эпох, чрезвычайно важно постараться понять, что же именно для нас означает отсчет веков "нашей" эры от Рождества Христова, сколь глубоки христианские корни нашей культуры, нашей технократической цивилизации. Время рванулось вперед, смешав и опрокинув привычные ориентиры, и в этом стремительном калейдоскопе истории перед нами с новой остротой встает вопрос: кто мы? откуда? куда мы идем? 
"Двадцатый век наступил не просто. Ведь из четырех цифр сорвались с места три: одна из девяток перескочила к единице и два нуля многообещающе расчистили дорогу идущему электромагнитному веку", - писал Кузьма Петров-Водкин в своей автобиографической повести "Пространство Эвклида" 1. Перемены, - даже чисто "нумерологические", - происходящие на рубеже третьего тысячелетия, несравнимо больше: уже три нуля расчищают дорогу новому, - какому же, если уже не электромагнитному? - веку. "Главным признаком новой эры наметилось движение, овладение пространством, - вспоминал художник. - Расширением тел /но, скорее уж, душ, в которых возникал тот "пространства внутренний избыток", о котором писал Мандельштам, - К. К. / еще можно было бы назвать эту возникшую в людях тенденцию. ... замузицировали символисты, раздвигая преграды для времени и пространства. Заговорил Заратустра, расширяя "слишком человеческое", - форма теряла свои очертания и плотность, она настолько расширилась своими порами, что, нащупывая ее, проходил нащупывавший сквозь форму" 2."Взрыв", произошедший в начале ХХ века привел к тому, что сегодня, как отмечает Михаэль Хагемайстер, "все табу разрушены, все игровые возможности исчерпаны; остаются еще определенные границы, но в области ли религии, секса и насилия, - эти границы оказались настолько далеко отодвинуты, что возникает впечатление, что еще дальше в этом направлении идти невозможно". Весьма вероятно, - говорит он, - что на смену всему этому придет "то, что Бердяев называл "почти средневековьем", а фактически вновь - время метафизики, иерархий, время, в котором не все будет подвержено логическому понятийному анализу, одним словом - время Абсолюта. Возможно! ... Я вижу сейчас лишь небольшие признаки того, что подобный перелом может наступить" 3. 
 С некоторой долей условности можно сказать, что предшествующая эпоха развития человека была эпохой "внешнего", "пространственного" его рас-простра-нения, начинающего, - в меру своего ущербного, поверхностного разумения, - исполнять Божие повеление РАСТИТЕ И МНОЖИТЕСЬ - auksavesthe (возвеличивайтесь, возрастайте /в богопознании/, прославляйте /Бога/) kai plythunesthe (и умножайте /дарования Божии/, наполняйтесь /Им/) (Быт. 1, 28). Эпоха географических открытий раздвинула пределы Ойкумены, покуда Вселенной не оказалась вся земля, астрономия отодвинула их на расстояния, исчисляемые уже миллиардами световых лет. Человеческое вос-приятие постепенно распространилось на весь "телесный", "материальный", "протяженный" мир. Рас-про-страняясь, рас-тягиваясь, пространство человеческой "объективации" в конце концов дошло до самоотрицания, до стран-ности, - пока мы не достигли, наконец, "горизонта объект(ив)ности": от планковской длины до размера вселенной 4. "Объект(ив)ный" мир - кончился! Сейчас телескопы видят почти уже самый "край" Вселенной, т.е. галактики, долетевшие туда за время, прошедшее с момента Большого Взрыва. Мы уже не можем спросить - А что же дальше? - потому что нет уже никакого "объект(ив)ного" дальше ! Физика элементарных частиц зашла уже в ту область, где многие понятия утрачивают свой привычный смысл. И про фундаментальные частицы уже нельзя сказать, что они состоят из чего-либо, ибо к этой области масштабов и энергий понятие состоит неприменимо 5. Прежний способ постановки вопросов себя исчерпал. И выражается это в таком наглядном и весьма ощутимом факте, как практически полное прекращение финансирования фундаментальных исследований - не только в России, но и во всем мире. Сейчас средства отпускаются лишь на разработку новых технологий, на прикладные исследования, - так, как будто наше знание о мире исчерпано. Но исчерпано, разумеется, не знание - исчерпана "объективирующая" методология познания 6. Отмечая это факт, нобелевская конференция 1989 года, собравшаяся под примечательным названием "Конец науки", выступила со следующим заявлением: "Поскольку мы занимаемся изучением мира сегодня, нас не покидает все более острое ощущение того, что мы подошли к концу науки, что наука как некая универсальная объективная разновидность человеческой деятельности завершилась " /курсив наш, - К.К./ 7. "Объект(ив)ность", понимаемая как жесткая каузальная взаимо-обусловленность "материальных" событий, оказалась исчерпанной, - мы вы-прост-ались из прост-ранства "объектной о-предел-енности". Однако, стремление заглянуть "за горизонт" осталось не исчерпанным, ведь мы - потомки Евы, вкусившей с древа познания, которое ВОЖДЕЛЕННО, ПОТОМУ ЧТО ДАЕТ ЗНАНИЕ (Быт. 3, 6), - а потому неизбежным становится и вторжение в область мира пока еще невидимого, - "тонкого", энергийного , "не-объект(ив)ного". Мир физический , мы знаем сейчас уже достаточно хорошо, мир же мета-физический мы лишь смутно ощущаем КАК-БЫ СКВОЗЬ ТУСКЛОЕ СТЕКЛО, ГАДАТЕЛЬНО (1 Кор. 13, 12), - а потому он и необычайно притягателен для нас. Но вторжение в этот "тонкий" мир уже началось; свидетельство тому - открытие множества парапсихологических и биоэнергетических лабораторий, создание разнообразных эзотерических обществ и море оккультной литературы, захлестнувшей книжные прилавки. Все это - признаки происходящего "истоньшения" бытия, "утоньшения" границы между мирами 8. Процесс этот необратим, - об этом свидетельствует, в частности, непрестанное возрастание понимания ключевой роли индивидуального сознания (находящегося именно на границе "видимого" и "невидимого" миров) в "объективном" мире 9. Модифицируя предлагавшуюся Ойгеном Розенштоком-Хюсси метафору "креста реальности", выражающую свойственную человеку способность выражаться в четырех аспектах Я-Ты-Мы-Оно (в отличие от двойственного буберовского "Я и Ты") 10, можно сказать, что если прежде развитие науки шло "по горизонтали": Мы (тождественные друг другу и как бы "без-личные" наблюдатели, обуславливавшие повторяемость результатов) - Оно (неживой мир, который можно препарировать), то теперь начинает про-являться новое, "вертикальное" Я-Ты измерение, - измерение личностное , живое : 
  Ты  .  .  .  (Тот, Кто обуславливает  о-смысленность быти-Я)   Мы . . .  +  . . . Оно   (тождественные друг другу  и как бы "без-личные"  наблюдатели, обуславливающие  повторяемость результатов)  .  .  .  .  (неживой мир, который  можно препарировать)  Я  (обусловленное  пред-стоянием другому  Ты)  
 Сам факт возникновения этого нового, живого "измерения" свидетельствует, что "наука" начинает утрачивать едва ли не главную свою черту, - объективность (понимаемую как без-личность ), т. е. в известном смысле перестает быть "наукой", - по крайней мере такой "наукой", к которой мы все привыкли 11. Однако, подобного рода эволюция науки чревата серьезными опасностями: проникновение в это "личностное", "духовное" измерение неизбежно приведет к установлению личного контакта с его "обитателями", с духами - с духами добра или зла 12, - ведь, как подчеркивалось о. Сергием Булгаковым, указывавшим на подчиненность стихий мира соответствующим ангелам (см.: От. 7,1; 14,18; 16,5), "природная связь мира есть не только физическая и эмпирическая, но и духовная, метаэмпирическая" 13. В результате неизбежного грядущего контакта с этими силами , этими духами , наука и техника неминуемо должны о-духо-твориться , преобразиться, - преобразиться либо в сторону их просветления, либо в сторону демонизации, что неизбежно приведет и к соответствующей трансформации нашей технократической цивилизации. Да она уже и началась: напомним, что именно "макроскопизация" и "утилизация" таких специфически квантовомеханических, - а в известном смысле уже и мета-физических , - явлений, как туннельный эффект и эффект индуцированного излучения, проявившаяся в создании транзистора и лазера, заложила фундамент построения нового - постиндустриального - общества, общества, построенного на принципах переработки и потребления информации , общества качественно нового типа 14. 
 Как это ни парадоксально, но именно "объективирующая", - т.е. как бы вне-личностная , - природа научного знания обуславливает опасность демонизации выросшей на фундаменте такой безличной науки техники. Известный французский исследователь авангарда и русской иконы, преподаватель философии искусства аккадемии Изящных искусств в Париже Филипп Серс отмечает, что техника имеет природу сродную с природой магии. "В технике и в магии цели определяются независимо от средств достижения, - говорит он, - Используемое средство не зависит от морального основания его применения. Главный критерий отбора - эффективность. Но между магией и техникой существует и различие - в магии средства аналогичны, именно благодаря подобию всего со всем эти средства достигают эффективности. Средства науки, если так можно выразиться, не ана-логичны, а ката-логичны, гетерогенны. Они способствуют трансформации, чья эффективность основана на рационально понимаемой причинности. ... Но все-таки общим критерием для магии и техники остается эффективность со своей демонической моральной независимостью по отношению к цели. Искусство и молитва, напротив, озабочены не целью, но цельностью, когда познание неотделимо от нравственных ценностей" 15. Внутренная близость сверх- , а, вернее, сниз- естественной магии и выросшей на фундаменте "без-личных" наук техники обусловлена именно нарочито декларируемой вне- , а, точнее, без- нравственностью науки, выдаваемой за "объективность" 16. "Объективность" при этом понимается в смысле отсутствия какой-либо "личной" точки зрения, подразумевающей возможность этического отношения к объекту исследования и тем самым оправдывающей претензии на "всеобщность" и "универсальность" научных выводов. Однако, на деле за "объективностью" и "безличностностью" скрывается сила , жаждущая разрушить всякую особенную личность, заменив ее безличным , - а, значит, и безбожным , - принципом. Безбожно-магическая природа техники не ускользнула и от внимания советских исследователей. Так, известный историк науки Т. И. Райнов пишет: " Техника есть школа безбожия . Техника спрашивает: что можно сделать из данного материала, с какого конца к нему подойти, чтобы его можно было употребить для такой-то цели? Призывая имя Бога в технике нельзя сделать ничего. В этом смысле техника есть самая непочтительная сфера человеческой деятельности . Она стремится разрушать естественные тела природы и придавать им желательную ей форму, делая из них такое употребление, какое подсказывается чисто человеческими практическими задачами и целями. Никакого пиетета к действительности, полное распоряжение этой действительностью" /курсив наш, - К. К. / 17. И последствия нашего приобщения технической "школе безбожия" ныне уже налицо. Как отмечают авторы энциклопедической "Книги верований", колдунам и магам никогда еще не было так хорошо и вольготно, как в наши дни тотального безверия, - безверия в Бога и Церковь, но не в сверх- (а, точнее, сниз- )естественные силы, которые следует подчинить себе, используя особого рода "духовные технологии" 18. Потому-то сегодня, в свете все сильнее ощущаемой близости магии и техники, прямым пророчеством звучат слова К. С. Льюиса (которого, кстати, епископ Диоклийский Каллист называет "анонимным православным" 19), сказаные им в апокалиптическом романе "Мерзейшая мощь": "Естественные науки, невинные и даже полезные сами по себе, ... пошли куда-то в сторону. Конечно, их сводили с пути в определенном направлении. Темные силы непрестанно внушали ученым сомнения в объективной истине, а потом и равнодушие к ней, и это привело к тому, что важной стала лишь сила. Смутные толки о "жизненном порыве" и заигрывания с панпсихизмом воскрешали понемногу любезную магам "Мировую Душу". Мечты о предназначении человека и его далеком будущем извлекали из могилы старое человекобожие. Опыты над животными и работа на трупах приучали к тому, что ради прогресса нужно прежде всего перебороть себя и делать то, чего душа делать не позволяет. Теперь все это достигло такой степени, что стоящие за этим решили: можно выгнуть науку назад, чтобы она сомкнулась с древними, забытыми силами. По-видимому, раньше это было невыполнимо. Этого нельзя было сделать в XIX веке, когда твердый материализм не позволил бы ученым поверить в такие вещи; а если бы они и поверили, унаследованная порядочность не позволила бы им касаться нечистого. ... Теперь все изменилось. ... Что сочтут ... непотребным, когда нравственность ... - побочный продукт биологических и экономических процессов? Времена созрели. С точки зрения преисподней, к этому вела вся человеческая история. Падший человек уже может стряхнуть те ограничения, которые само милосердие наложило на его силу. Если он это сделает, воплотится ад. Дурные люди, ползающие сейчас по маленькой планете, обретут состояние, которое прежде обретали лишь по смерти, и станут прямым орудием темных сил. Природа станет им рабыней, и предел положит лишь конец времен" 20. 
 Наивно думать, будто временные изменения - изменения чисто количественные. Напротив, для библейского сознания характерно понятие ПОЛНОТЫ ВРЕМЕН - plyrwmatos twn kairwn - ко УСТРОЕНИЮ - eis oikonomian - которой движим весь мир (Еф. 1, 10). Время набухает вечностью, стемясь к ее полноте, когда осуществится согласованием способа бытия твари и ее логоса , образа и замысла , окончательное преодоление разделяющих мир оппозиций: тварного и нетварного, ограниченного и неограниченного, описуемого и неописуемого, в том числе - движения и покоя 21. Нынешняя потребность в движении обусловлена самой тварностью мира: поскольку тварь несамобытна и не имеет цели в самой себе, но, напротив, устремлена к чему-то ей внеположенному, она пребывает в вечном движении. Цель, к которой стремится всякое тварное естество, - это ее логос , божественное воление о сущем . Вся совокупность логосов содержится в Логосе Божием как божественный замысел о мире. Мир есть эволюция ( раз-витие ) божественных логосов , энергий Творца, заканчивающаяся ре(э)волюцией ( с-витием ) - обожением твари, достижением того состояния, когда БУДЕТЪ БОГЪ ВСЯЧЕСКАЯ ВО ВСЕХЪ (1 Кор. 15, 28) 22. Временная эволюция человека и мира по мысли прп. Максима Исповедника состоит в том, что "Бог, сразу образовав, как знает Сам, логосы всего происшедшего и общие сущности сущего, до сих пор еще осуществляет не только сохранение их для бытия, но и созидание, выхождение и устроение содержащихся в них в возможности частей" /курсив наш, - К. К. / 23. Эволюция, таким образом, есть процесс изъ-явления логоса твари, процесс о-логоснения мира. Однако, "движение не было бы движением, если бы обожение не было отчасти доступно уже в процессе движения, т. е. в настоящем эоне ... сам факт того, что в грядущем эоне плоть "уподобится душе" и будет нетленной, предполагает в нынешнем эоне движение тела к этому состоянию" 24. В человеке это движение проявляется в изменении способа бытия ( tropos uparksews) его природы. Правда, при поверхностном воззрении может показаться, что человек существенно не изменяется на протяжении своей истории. Однако, чуть более внимательный взгляд сразу различит знаки происходящих перемен. Действительно, разве не является свидетельством эволюции способа существования человеческой природы совершенствование способности понимания . Так, с одной стороны, то, что прежде было доступно лишь отдельным индивидам , со временем становится достоянием всего человечества ; с другой стороны, каждый индивид становится способным вместить весь тот опыт, который прежде был достоянием человечества (точнее, - "племени" или "рода", - в целом): 
  Весь трепет жизни всех веков и рас Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас. 

 

  М.Волошин "Дом поэта"  Даже математики свидетельствуют, что математические "доказательства постепенно переходят из разряда явлений индивидуального опыта в разряд явлений опыта коллективного", - коллективного уже в новом смысле слова, - становятся все более доступными каждому из членов человеческого коллектива 25. Законы Ньютона, которого в свое время считали гениальнейшим из смертных и идеи которого в полной мере не могли воспринять даже умнейшие из его современников, сегодня вполне уверенно усваиваются школьниками. Разумеется, можно сказать, что просто возрастает объем доступной человеку информации, - но разве изменение способности к усвоению и переработке информации не является ощутимым свидетельством изменения способа существования человеческой природы. Да что там информация, возьмем пример куда более "весомый" - тяжелую атлетику. Олимпийские результаты полувековой давности сейчас едва дали бы возможность их обладателю пройти квалификационные соревнования. Что же произошло, что изменилось за эти годы? Как отмечает олимпийский чемпион Юрий Власов, сам в течение многих лет носивший титул сильнейшего человека планеты, изменился сам человек, его способ восприятия мира, в том числе, - и его отношение к весу 26. Но ярче всего эволюция человеческого способа бытия, эволюция его логоса, обнаруживается в изменении языка . Действительно, по глубокому замечанию М. Р. Мелкумяна, "язык - единственная материя человеческой мысли . - Мышление животных, не отягощенное материей и потому не отчуждаемое, является образцом чистого мышления, зафиксированного механизмами памяти и отображаемого в движениях, в поведении. У человека мышление в движениях, в поведении, и только оно, есть, пожалуй, то самое мышление, которое, по убеждению ряда философов, предшествует языку. - Эволюция человека - поскольку это социальная, а не биологическая эволюция - осуществляется именно в языке как древнейшем естественном орудии труда , прообразе позднейших человеческих орудий" /курсив наш, - К. К. / 27. "О-словесение", о-логоснение человеческой природы есть как бы вызревание заложенного в ней семени Логоса, ВСКИСАНИЕ, - порой мучительное и тяжелое, - того ТЕСТА (см.: Мф. 13, 33; Лк. 13, 21; 1 Кор. 5, 7; Гал. 5, 9) , из которого мы вылеплены 28. Вот как писал о таком "вскисании" Николай Гумилев: 
  Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья, -  Так век за веком -скоро ли, Господь? - Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства. 
 
 Н.Гумилев "Шестое чувство"  ЗАКВАСКОЙ этого процесса о-логоснения человека и мира является Церковь - "непрестанно ширящееся и продолжающееся воплощение Господа" 29. Внутри себя, в своем таинственном, сокровенном бытии Церковь - Тело Христово - есть стояние - СТОЛПЪ (stulos - "колонна") И УТВЕРЖДЕНIЕ (edraiwma - "основание", "седалище") ИСТИНЫ (1 Тим. 3, 15), она уже переступила границу времени, она есть День Покоя, Суббота Господня , куда в конце времен войдет мир, - войдет после Суда, открывающего Восьмой День вечного царства. Однако, пока время еще длится, sub specia mundi, Церковь есть движение - движение к Дню Восьмому , к грядущему обожению, к наполнению тварного бытия нетварными божественными энергиями. Сама возможность приобщения твари нетварным энергиям обусловлена Воплощением Слова, перихоресисом энергий божественной и человеческой природ во Христе. Полное обожение мира свершится лишь в веке будущем, в грядущем эоне , но частичное обожение начинается уже сейчас, - и в это и состоит движение этого эона к грядущему. Уже здесь святые исполняются божественными энергиями по благодати, и по мере своего движения к Богу обретает обожение все человечество и весь космос 30. Потому-то прп. Максим Исповедник и говорит, что "так как века, предопределенные по намерению Божиему для осуществления того, чтобы Бог стал Человеком, достигли в нас конца, когда Бог поистине осуществил и исполнил Свое совершенное Вочеловечивание, то нужно уже ожидать других веков, которые грядут для осуществления таинственного и неизреченного обожения людей" 31. 

 Ныне мы стоим на пороге нового мира, на развилке бытия, и то, каким будет мир грядущий, в значительной степени зависит от пути, по которому пойдет наука, ставшая сегодня одной из главнейших движущих сил технократической цивилизации. Сегодня торжество "гуманизма" обернулось де-гуманизацией жизни: мы живем в искусственном "цивилизованном" мире, почти полностью сотворенном человеком - и насквозь бес-человечном. Но ... "научная революция, которая совершается в мире, изменяет не только условия жизни, но и самого человека ... Не в том дело, что наука и техника построят мир без Бога, как иногда говорят. Но они поставят человека перед вопросом, который будет становиться все настоятельней, о том, куда все это ведет, какой смысл все это имеет, и какой смысл имеет прежде всего его собственная жизнь, - свидетельствует константинопольский патриарх Афинагор. - Человечество всматривается в загадки вселенной и оказывается внезапно на пороге тайны - чтобы обрести Бога или развал. Распад материи и распад душ одновременно порождают и ничто и бесконечное" 32. То, что в ближайшее время произойдет "одухотворение" нашей цивилизации, - это уже практически несомненно. Вопрос лишь в том, каким духом она будет одухотворена, - а, значит, в каком направлении будет развиваться мир. Главная опасность мира грядущего - это опасность подмены - подмены Личного Бога чем-либо безличным , - "принципом", "полем", "структурой" 33. Истина - Лична, Истина не что, а Кто, - и потому-то чаще всего безответными остаются наши вопрошания " Что есть истина?" (ср.: Ин. 19, 38) 34. Потому-то сейчас и чрезвычайно важно, сумеет ли в нас пробудиться, прорости сквозь коросту греха то самое шестое чувство - чувство этическое , этическое в подлинно онтологическом смысле слова - способность к различению духов . Обычно считается, что ythika есть просто набор правил, предписывающих те "законы" и "нормы", которым должны подчиняться "этические субъекты". При таком понимании этика существует как бы в пространстве "между" индивидами, "в пустоте", не вторгаясь в сокровенную глубину личности и не изменяя глубинной сути вещей. На деле же - все наоборот. Весь этот мир тварен, - т.е. не-само-бытен 35. Сотворенный из ничего (т. е. не имеющий опоры в самом себе ) творческим Словом Божиим, мир как бы зажат между двумя безднами, - бездной небытия и бездной божественного бытия. "Словом Божиим тварь сохраняется под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества", - говорит святитель Филарет Московский 36. И в "пространстве" меж этими безднами зияет тот "просвет", в котором осуществляется "бытие", "существование" 37. Бытие это обусловлено его отношением к Творцу, - отношением, осуществляемым чрез человека, являющегося как бы посредником между тварным миром и Богом, "ипостасью всего космоса" 38, персонифицирующим мир чрез личное отношение к личному Богу. Потому-то только истинное, - естинное 39, - отношение человека к Творцу может изменить способ бытия - ythos - твари, проникая в интимнейшую суть как живых тварей, так и тварей "неживых". Именно в этом изменении способа бытия всей твари, - согласовании его с бытием Творца, сбывании мира, или, напротив, рассогласовании, а значит и разбытии , разбитии его - суть сегодняшней развилки бытия , суть вопрошания нынешнего времени , нашей эпохи - эпохи рубежа третьего тысячелетия нашей эры. 

 
 Литература:
1 Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982, с. 369.
2 Петров-Водкин К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982, сс. 369-370.
3 Интервью с М.Хагемайстером - "Вопросы философии", 1995, N 11, с. 66.
4 Отметим, что слово "пространство" восходит к тому же и.-евр. корню *ster-, *stor- - "распространяться", "расширяться", к которому, вероятно, восходят и "страдание", "страсть", но также и "странность", - см.: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, т. 2, М., 1994, сс. 198-199, 206-207, 209.
5 Как отмечал В.Гейзенберг, "нам неминуемо приходится пользоваться языком, коренящимся в традиционной философии. Мы спрашиваем: из чего состоит протон? Можно ли разделить электрон или он неделим? Прост или составен квант света? И так далее. Но все эти вопросы поставлены неправильно, потому что слова "делить" и "состоит из" в значительной мере утратили свой смысл. Нам следовало бы, соответственно, приспособить наш язык и наше мышление, а значит и нашу философию природы к этой новой ситуации, вытекающей из экспериментальных данных", - Гейзнберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, с. 172
6 "Под "методом", - поясняет М. Хайдеггер, - не подразумевается инструмент, с помощью которого наука обрабатывает тематически определенный круг предметов. Метод - это здесь, напротив, тот способ, каким заранее отграничивается область подлежащих исследованию в своей предметности предметов. Метод - это наперед охватывающий набросок мира, набросок, жестко устанавливающий, в направлении чего должен он исключительно исследоваться. И что же это такое? Ответ: полнейшая исчислимость всего, что доступно в эксперименте и может быть поверено путем эксперимента. Отдельные науки пребывают в подчиненности такому наброску мира", - Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993, с. 285
7 Цит. по: Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М., 1994, с. 248.
8 Невольно вспоминаются представления кумранитов о том, что "в эпоху, непосредственно предшествующую наступлению Эсхатона, граница между трансцендентным и посюсторонним мирами станет относительно "прозрачной" (подобно тому, как это было на ранней стадии истории человечества), причем в обе стороны", - Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб, 1994, c. 315.
9 См. напр.: Margins of Reality. The Role of Consciousness in the Physical World. Ed. by R. G. Jahn and B. J. Dunne, San Diego, N.Y., L., 1987, 416 p.
10 См.: Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994, 214 с.
11 Как писал когда-то Рудольф Пайерлс "возможно, а для меня - даже вероятно, что новые понятия должны быть добавлены ... к современным физическим понятиям, прежде чем станет возможным адекватное описание жизни. Будет ли такая расширенная дисциплина все еще называться физикой - вопрос семантики", - Пайерлс Р. Сюрпризы в теоретической физике. М., 1988, с. 40
12 См. глубокое замечание К. Льюиса о том, что "мы привыкли относить нечеловеческий разум либо к "научному", либо к "сверхъестественному". В одном настроении мы думаем о марсианах Уэллса ... , в другом об ангелах, духах, феях и тому подобном. Но если эти существа реальны, граница между классами стирается ... . Перегородка между естественным и сверхъестественным рухнула; и тут я узнал, как успокаивала она, как облегчала нам бремя странного мира, с которым мы вынуждены общаться, разделив его надвое, чтобы мы не думали о нем в его цельности. Другое дело, какую цену мы платим за этот покой - за путаницу в мыслях и ложное ощущение безопасности", - Льюис К. С. За пределы Безмолвной планеты. Переландра. М., 1993, с. 166. 13 Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. (Опыт догматического истолкования). М., 1991, с. 62; ср. также замечание свт. Феофана Затворника: "Я допускаю лествицу невещественных сил душевного свойства, - писал он одному из своих корреспондентов. - Взаимное притяжение, химическое сродство, кристаллизация, растения, животные, - производятся соответствующими невещественными силами , которые идут, возвышаясь постепенно" /курсив наш, - К.К./, - цит. по: Архим. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996, с. 301.
14 См. напр.: Дьяконов И. М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. М., 1994, сс. 344-348.
15 Серс Ф. Возврат к сакральному или пре-ображение авангардом. - "Беседа", 1993, N 11, с. 195
16 Отметим тот магически-демонический этос , в атмосфере которого происходило зарождение науки Нового времени, - см. напр.: Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте. - В кн.: Легенда о докторе Фаусте. М., 1978, сс. 257-362.
17 Райнов Т.И. У истоков экспериментального естествознания: Пьер де Марикур и западноевропейская наука XIII-XIV вв. - "Вопросы истории естествознания и техники", 1988, N4, с. 115; ср. удивительно меткое замечание, которое делает Андрей Платонов в одном из своих писем: " Наука родилась не для понимания мира, а для завоевания его человеком, для того, чтобы влить мир в человека. Понимание мира - предпосылка к покорению его ... Наука родилась в тот момент, когда человек почувствовал себя отделенным от вселенной; когда природа извергла из себя это существо и человек захотел снова слиться с ней для своего спасения. ... Все научные теории, атомы, ионы, электроны, гипотезы, всяческие законы - вовсе не реальные вещи, а отношения человеческого организма ко вселенной в момент познающей деятельности ... " /курсив наш, - К. К. /, - Платонов А. Государственный житель: Проза, ранние сочинения, письма. Минск, 1990, сс. 679-680.
18 См.: Allan J., Butterworth J., Langley M. Book of Beliefs. Religions, New faiths, the Paranormal. Oxford, 1989, p. 162.
19 См.: Каллист, еп. Диоклийский. Можно ли считать К. С. Льюиса "анонимным православным"? - "Страницы", 1996, N 2, сс. 102-112.
20 Льюис К. С. Мерзейшая мощь. М., 1993, сс. 148-149.
21 См.: Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены. СПб., 1898, сс. 202, 206-209; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991, сс. 244-245.
22 См.: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996, сс. 61-64.
23 Прп. Максим Исповедник. Творения, Кн. II. Вопросо-ответы к Фалассию, ч.1, М., 1993, с. 30.
24 Живов В.М. "Мистагогия" Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. - В сб.: Художественный язык средневековья. М., 1982, сс. 118-119.
25 См.: Успенский В.А. Семь размышлений на темы философии математики. - В сб.: Закономерности развития современной математики: Методологический аспекты. М., 1987, с. 147.
26 "Новые веса не из-за громадности заставляют мышцы работать не в оптимальном режиме ... они слышат не действительную тяжесть а воображаемую. ... Любая тренировка есть не только совершенствование мускульной силы, но и соскабливание предрассудков, - подчеркивает он, - ... рекорд необходимо соотносить со своим временем. Его нынешняя малость не означает, будто мы уступали в силе. Мы уступали во времени. Только во времени. Ибо рекорд - это время, переведенное в сознание и в состояние мышц. Не в силу мышц, а в их состояние /курсив наш, - К.К./", - Власов Ю. Справедливость силы. Л., 1989, сс. 87-88.
27 Мелкумян М.Р. Основания сравнительной морфонологии. Рукопись, с. 15. Как отмечает (на примере русского языка) В. В. Колесов, "развитие грамматических категорий и форм строго соответствует развитию классификационных принципов членения, свойственных человеческому сознанию (эквиполентность - градуальность - привативность) и является языковой сферой подобного членения. Категории языка, перестраиваясь в соответствующих пределах, самим своим существованием материально обеспечивают возможность такого рода классификационных принципов, делают их явными, поднимают до уровня логических схем", и, стало быть, обеспечивают возможность новых способов о-свое-ния мира, - Колесов В.В. Изменения грамматических категорий имени в русском языке. - В сб.: Развитие частей речи в истории русского языка. Межвузовский сборник научных трудов. Рига, 1988, с. 12.
28 См.: Гаевская М. В., Шишкина Л. С., Куртышева М. А. О новом качестве молодого поколения (инновация психосоматической нормы). - В сб.: Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции 24-26 сентября 1997 года. Вып. 2, ч. 1. СПб - Минск - Ростов-на-Дону, сс. 43-51.
29 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996, с. 100.
30 См. напр.: Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965.
31 Прп. Максим Исповедник. Творения, Кн. II. Вопросо-ответы к Фалассию, ч.1, М., 1993, с. 63.
32 Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель, 1993, сс. 173, 175.
33 По мнению ряда исследователей, оккультные "науки" (именно "науки", как нечто "объективно-безличное"), интегрируясь с науками традиционными в особое "постмодернистское знание", сумеют создать "Видение нового века", разрушающее прежнюю дихотомию религии и науки а, точнее магии и науки. Но к чему это приведет? Идея равноценности научного и религиозного знания, предлагаемая, например, "теологией природы" /см. напр.: Toulmine S. The Return to Cosmology. Berkley, 1982, 284 р./, в корне порочна, потому что она уничтожает всякую иерархию истин, уничтожает возможность различения добра и зла.
34 "Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное о б щ е н и е личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом и субъектом, - подчеркивает о. Павел Флоренский. - В собственном смысле познаваема только личность и только личностью " /курсив наш, - К. К. /, - Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. т.1, М., 1990, с. 74.
35 Греч. "тварь" - ktisma, происходит от ktisis - "основывание", "созидание", "владычествование".
36 Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 71.
37 См.: Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков (семитохамитский, картевельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Введение. Сравнительный словарь (b-k). М., 1971, сс. 268-270
38 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 297.
39 См.: Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. т.1, М., 1990, сс. 15-16.
 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59