SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
10/21/17 08:40:53
 
Главная arrow Аналитические материалы arrow АНАЛИТИКА О ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ ЭКОНОМКРИЗИСА
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Аналитические материалы
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – ШАНС ПРЕДПРИЯТИЙ В БОРЬБЕ ЗА ВЫЖИВАНИЕ
 
Статьи
ДВАДЦЯТЬ РУКОПИСІВ КНИГ ВЕТЕРАНА ЗОВНІШНЬОЇ РОЗВІДКИ
 
Это любопытно
ПОЛИТИКО-КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
 
Ссылки

АНАЛИТИКА О ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

 

ПЛАТНАЯ И БЕСПЛАТНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Существует две модели приватизации (разгосударствления): платная и бесплатная. Коммунисты - противники любого вида приватизации. Для трудящихся очень выгодна бесплатная приватизация. Для капиталистов выгодна платная приватизация. Приватизация осуществляется государственным аппаратом управления (то есть сверху, а не снизу. Капиталисты найдут средства подкупить чиновников, и они издадут законы о введении платной приватизации. Наивно полагать, что эксплуататорские тенденции государства или капиталистов внезапно исчезнут, государственная власть станет доброй и справедливой, а приватизация будет проводиться с выгодой для трудящихся, то есть, станет бесплатной. Любой эксплуататор (государство или капиталист) никогда и ничего не отдаст бесплатно, без собственной выгоды! И почему эксплуататор должен кому-то что-то дарить, когда он может все это присвоить себе? Давайте перестанем себя тешить иллюзиями в существовании добрых начальников, умных президентов, справедливых депутатов. Они являются детьми своей эпохи, а наша современная эпоха эксплуататорская. Отсюда закономерные и не справедливые действия наших правителей в отношении приватизации. Бесплатная приватизация для всего населения государства теоретически возможна, но практически не осуществима, так как это не дадут сделать в силу своих убеждений стоящие у власти коммунисты и капиталисты.

 

1. Социализм без приватизации, но с мелким предпринимательством

В период перестройки (1985 - 1990 годы) ЦК КПСС и ее Генеральный секретарь Горбачев М.С. не допускали даже в мыслях возможность трансформации хотя бы одного государственного предприятия в частное. Допускалась существование частного сектора экономики в дополнение к уже имеющимся государственным предприятиям. Образно можно представить модель кооперативного движения в сознании коммунистов в следующем виде. В СССР существует миллион мелких и очень крупных государственных предприятий. Это количество предприятий будет существовать в СССР сотни лет, и государственный сектор экономики будет медленно развиваться дальше. Как дополнение к этому количеству предприятий власти милостиво разрешали существование мелких и очень мелких частных предприятий в виде ремонтных и швейных мастерских, торговых точек в виде матерчатых палаток, киосков, одиночных мест на продовольственном рынке, кабинета зубного врача, юриста и так далее. Они опрометчиво считали, что тысячи мелких частных предприятий никогда не станут реальным конкурентом огромному индустриальному комплексу социалистического государства, министерству образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, торговли. Неужели может конкурировать частник по производству ключей и замков с Магнитогорским металлургическим комбинатом? Внедрение элементов капитализма в огромное тело социализма было названо Горбачевым экономической перестройкой или рыночным социализмом. Предполагалось, что кооперативное движение будет бесплатным дополнением к государственному сектору экономики. Кооперативы и мелкие фирмы будут создавать мелкие услуги и мелкие товары потребления, создавать которые относятся к мелочному занятию для гигантских государственных предприятий. В ЦК КПСС решили так: пусть мелкие частные (капиталистические) предприятия дополняют социалистические предприятия-гиганты. В сумме их деятельность будет способствовать быстрейшему построению коммунизма. При этом доля государственного производства в СССР не должна быть меньше 97 % по отношению к 3 % уровню валового производства от кооперативного сектора. Так виделось развитие кооперативного движения из окон Кремля в 1985 году. К этому времени введение мелкотоварного капитализма в Китае показало себя с положительной стороны. Такова была исходная экономическая теория ЦК КПСС.

Однако практика частичной капитализации социалистического общества быстро привела к оккупации всего потребительского рынка на всем пространстве СССР. Жажда к обогащению людей была настолько велика, что вскоре находчивый и шустрый предприниматель стал ощутимо теснить государственный сектор экономики дешевым, но качественным иностранным товаром: немецким, американским, японским, корейским, китайским. Сначала в торговле одеждой, которая ввозилась из-за рубежа вагонами, потом радиотехникой, легковыми автомобилями, продовольственными товарами, мебелью, а потом и средствами производства (станками, компьютерами, оборудованием по производству продукции из дерева, для выпечки хлеба, пива и так далее). Коммунисты сделали маленькую уступку частному бизнесу, а он за несколько лет насытил рынок дешевыми иностранными товарами потребления и средствами производства и к 1990 году некачественные и грубые советские товары практически никто не покупал. По этой причине с 1990 по 2000 год в республиках бывшего СССР наступил глубокий экономический кризис. В период перестройки социализм окончательно проиграл экономическое соревнование с капитализмом. Ликвидировался самый главный стержень социализма - централизованная экономика. Главным оружием капитализма оказался дешевый и качественный товар. Не преднамеренно архитекторы строительства коммунизма в ЦК КПСС выпустили джина из бутылки (разрешили иметь людям мелкий капитал), которого запихнуть назад в бутылку они уже не смогли. Абсолютно неожиданно для советских коммунистов их гигантские заводы и производственные комплексы превратились в груды металлолома. События развивались стремительными темпами. Все произошло так, как предупреждал Ленин: Победит та социально - экономическая система, которая имеет более высокую производительность труда. Победил капитализм, так как он оказался лучше в экономическом отношении.

Итак, по той причине, что отечественное производство создавало товары плохого качества, они не находили сбыта внутри бывших республик СССР. Иностранные товара были дешевле и лучшего качества. Например, значительно снизился спрос на русские легковые автомобили Волга, Жигули, Москвич так как из Германии хлынул поток дешевых автомобилей этого класса, качество которых было во много раз лучше. В 1998 году автомобильный завод по производству Москвичей фактически не работал. Из создавшегося положения есть только три выхода.

Во-первых, выход первый состоит в том, что для защиты внутренних производителей можно запретить ввоз качественных и дешевых иностранных товаров и тем самым заставить население покупать только грубые отечественные товары. С этой целью все государства бывшего СССР ввели высокий процент налога на ввоз иностранных товаров. Однако, как показала практика, и при насильственном ограничении ввоза иностранных товаров государственные российские предприятия реанимировать не удастся. Отечественные предприятия стоят и не дают никакой продукции.

Во-вторых, нужно модернизировать государственное производство, чтобы оно начало выпускать при помощи новейших технологий качественные и конкурентные товары. Однако как показала жизнь, государственные предприятия требуют для переоснащения столько много капитальных вложений, что ослабленные кризисом государственная казна, справится с этим однозначно не сможет. Богатые капиталисты западных стран инвестировать средства в государственные предприятия не хотят и не будут, так как от этого они не имеют никакой прибыли. Они просят продать остановившиеся предприятия им в частную собственность или дать им контрольный пакет акций. Только тогда возникает реальный смысл для инвестиции больших средств и для оснащения огромного завода новейшим технологическим оборудованием. Но пока продавать отечественные предприятия буржуям не позволяет наша пролетарская гордость.

А в экономическом плане - это очень глупо. Богатые американские или японские капиталисты в год сделали бы предприятие рентабельным, выпускали бы прекрасную продукцию, хорошо платили бы рабочим. Конечно, он при этом получал бы прибыль и богател. Но слепая, еще коммунистическая жадность не дает правительствам пойти на этот шаг. Лучше завод пусть сгниет, чем достанется буржую! От такой пещерной философии всем становится только хуже: заводы стоят закрытые, рабочие нищие, государство не в силах выбраться из экономического кризиса. Хочется привести противоположный пример: в Германии работают американские и японские автомобильные заводы, в Турции - корейские и французские фабрики по кожгалантереи, в Италии - английские заводы по переработке и консервированию фруктов и так далее. Умницы! Они делают так, как выгодно для экономики и не боятся за свой политический суверенитет и авторитет.

 

2. Тактика коммунистов по отношению к приватизации

Необходимо сразу обратить внимание на следующее обстоятельство. Приватизация проводиться властными структурами сверху: правительством, президентом, парламентом, чиновниками - бюрократами. Социалистическое государство было эксплуататорским типом государства. В демократических странах бывшего социалистического лагеря коммунисты продолжали находиться в составе руководства государством. Убеждения коммунистов известны. Коммунисты всегда были противниками стремления народных масс к материальному благополучию и обладанию капиталом на основании следующих убеждений. Для них важно, чтобы было богатое государство, а не население страны. Поэтому они ярые противник продажи или бесплатной передачи предприятий в частные руки. Социализм возник с лозунгом борьбы с частной собственностью на средства производства. Они считают частную собственность врагом общественного прогресса, так как большая частная собственность рождает частное предпринимательство и капиталистическую эксплуатацию. Поэтому коммунисты не заинтересованы в осуществлении и платной и бесплатной приватизации. Коммунисты - сторонники государственной эксплуатации.

 

3. Назад к социализму?

Переход к капитализму оказался не менее болезненным явлением, чем переход к социализму. Тяжесть переходного периода может привести народы бывшего СССР к желанию возвращения социализма. Есть большая вероятность того, что после 2000 года в России, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Таджикистане и в других государствах к власти могут вернутся коммунистические и прокоммунистические партии. Можно предсказать о возникновении регрессивных последствий после прихода коммунистов к власти.

          После победы на выборах в парламент и на должность президента коммунистов, начнется ликвидация частного бизнеса на территориях этих стран. Нельзя сомневаться, что коммунисты будут вести политику сокращения частной собственности, и всеми силами будут расширять государственный сектор экономики. Фирмы и компании из-за грабительских налогов вынуждены будут закрыться. Закрытие частных фирм для России означает прекращение производства продовольствия и промышленных товаров на 50 %, для Белоруссии - на 35 %, для Молдавии - на 25 % и так далее. Пустые прилавки магазинов еще больше обострят социальную напряженность.

          Вскоре после прихода к власти коммунистов все предприятия станут опять государственными. Предприниматели не выдержат налогового бремени и закроют свои предприятия. Однако на современном этапе развития цивилизации государственные предприятия становятся абсолютно убыточными. Если оставить открытые границы для ввоза дешевых импортных товаров высокого качества, то социалистические товары низкого качества не найдут спроса ни внутри государства ни за рубежом. Если закрыть границы для ввоза импортных товаров, то возникнет колоссальная нехватка продовольственных и промышленных товаров, так как современные государственные предприятия в странах бывшего СССР фактически прекратили выпуск продукции. Полное отсутствие товаров в магазинах обязательно приведет к сокрушительному свержению вторичного коммунистического режима.

          Сразу после прихода к власти коммунистов иностранные банки развитых капиталистических стран потребуют немедленной выплаты долгов и погашение кредитов на десятки миллиардов долларов. Однако государственная казна пустая и платить будет нечем. Требования западных банков будут проигнорированы. Запад немедленно объявит тотальную экономическую блокаду государству-должнику, объявит его банкротом. После этого прекратится ввоз иностранных товаров в новое социалистическое государство. Так как собственные предприятия остановлены, а капиталистические банки прекратят выдавать кредиты для приобретения новейшего оборудования, то при отсутствии ввоза заграничных товаров начнется гигантский товарный голод в стране. Опять последует свержение вторичного коммунистического режима.

Итак, с какой бы стороны не подходить, ясно одно - приход коммунистов к власти в странах бывшего СССР усилит экономический кризис, продлит существование нищеты и анархии. Людям необходимо осознать, что пути назад, к социализму у них нет. Приход коммунистов к власти означает повторение социально-экономической катастрофы. Есть только один выход - решительнее внедрять капиталистические способы экономического развития.

 

4. Как возникли капиталисты в бывших социалистических странах

Для продажи государственных предприятий своему населению необходимо только одно обязательное условие - население бывших социалистических стран должно иметь большие деньги. Однако всем абсолютно понятно, что простой гражданин не в состоянии накопить миллиарды рублей или долларов США, на зарплату в 200 рублей! Деньги в большом количестве могли быть только у расхитителей государственной собственности, то есть у криминальных элементов, подпольных советских миллионерах. Кроме того, значительный капитал могли накопить криминальные элементы в период кооперативного движения в СССР (1986&mdash1992 годы). Они отмыли свои крупные деньги в кооперативах, обществах с ограниченной ответственностью, фирмах, совместных с иностранными компаниями.

В период перестройки (1985 - 1995 годы) одновременно с подпольными советскими миллионерами возникли новые миллионеры (новые русские, белорусы, грузины и так далее). Это были бывшие партийные, хозяйственные, советские и военные работники, которые использовали свое высокое служебное положение для расхищения государственной собственности в огромных размерах. Период перестройки, как каждый переходный период от одной формации к другой, характеризуется полным отсутствием государственного контроля над государственным имуществом, государственной собственностью. Пользуясь удобным случаем, высокопоставленные чиновники воровали в особо крупных размерах. В собственность их фирм стекались огромные богатства. Необычайно разбогатели банковские служащие, которые переводили огромные суммы денег своим друзьям, директорам коммерческих банков, в фактически принадлежащие им самим коммерческие фирмы и банки. Вскоре эти учреждения прекращали свое существование и исчезали вместе с директорами и деньгами. Служащие подставного банка убегали от правосудия за границу. Директора государственных банков по тайной договоренности с директорами подставных фирм получали от общей суммы кредита 50 - 80 % за проведение этой операции по криминальному разгосударствлению Деньги пропали безвозвратно, виноватые скрылись, судить некого. Конечно, если бы это был директор не государственного банка, а частного, он бы таких сделок никогда бы не совершил! Частная собственность вынуждает на честность. Примерно по такой же системе действовали начальники государственных торговых баз и крупных магазинов. Они отдавали бесплатно продовольственные или промышленные товары стоимостью в миллиарды рублей для реализации какой-то подставной фирме в кредит по юридически оформленной договоренности. Фирма быстро продавала товар и прекращала свое существование.

В это время сильно обогатились военные. В связи с сокращением армии и флота почти в 10 раз, без хозяина осталось не только военное снаряжение и оружие, но и сотни тысяч грузовых машин, ремонтных мастерских, складов с продуктами питания, грузовых и пассажирских самолетов, объектов военного производства. Общая сумма военного имущества, которое на годы утратило государственный контроль, составляло триллионы долларов. Все оно было продано по очень низким ценам генералами и адмиралами. Подставные фирмы, кооперативы покупали военное имущество или брали в аренду, а потом быстро прекращали свое существование, перепродав все за границу - в Чечню, Армению, Таджикистан, Афганистан и так далее. Как правило, привлекать к суду было некого. Генералы тайно получали от сделок миллионы долларов, но доказать их причастность к воровству было невозможно. По существующим в то время законам все было оформлено юридически правильно. Государственное - это значит ничье, без хозяина. Раньше государство обирало людей, а теперь люди разворовывают государство. Парадоксально, но даже в этой ситуации можно найти логическое оправдание нечестным поступкам.

Подобных примеров приватизации при помощи воровства можно привести миллионы. Воровали даже деньги, направленные Центральным банком для выдачи заработной платы рабочим, крестьянам, интеллигентам. Бюджетные деньги доходили до областных и краевых банков и в нарушение всех законов передавались предприятиям в кредит для приобретения оборудования или находилась другая причина. Далее они передавались фирмам, с которыми подписывались договора о поставках оборудования, и фирмы внезапно исчезали вместе с деньгами. Так могло повторяться каждый месяц на протяжении 2&ndash3 лет. Все это время люди не получали законно заработанных на производстве денег. Однако во время правления президента Ельцина никакого контроля за судьбой бюджетных денег не существовало.

Итак, в период перестройки с 1985 по 1995 года в бывших республиках СССР появилась крупная прослойка капиталистов, которые заработали свои капиталы не честным путем. Многие миллиарды долларов были переведены на тайные счета банков Западной Европы и Америки. На другую часть украденных у государства денег были созданы многочисленные частные фирмы во всех странах бывшего социалистического лагеря и даже в капиталистических странах. В связи с тем, что в России, Украине, Белоруссии, Прибалтике, бывших социалистических государствах в Средней Азии и Закавказья, в странах Восточной Европы появились подпольные миллиардеры, было решено правительствами этих стран проводить платную приватизацию государственных предприятий. Миллиардером не мог стать простой рабочий или врач, владелец ларька по продажи сладостей или предприниматель с собственной маленькой мастерской по ремонту автомобилей. Миллиардером мог в период перестройки стать только тот человек, который имел чин не ниже директора завода или директора торговый базы, входил в состав правительства, Совета Министров, был депутатом парламента (Государственной Думы), был членом президентской администрации. После 1995 года все страны бывшего социалистического лагеря превратились в государства с властью олигархии. Олигархия относится к политическим терминам и состоит из двух греческих слов (oligos - немногий, arche - власть) и слово переводится как власть немногих. Это одна из форм правления эксплуататорского государства, при которой органы государственного управления состоят из самых богатых людей государства. Вся полнота власти принадлежит небольшой группе богачей. Кстати, олигархи заинтересованы в экономическом кризисе. Во время кризиса заводы закрываются, работают только 10 - 20 % их мощностей. Падает цена на крупные объекты производства и в будущем их можно выкупить у государства по очень низким ценам. Естественно, что это очень выгодно для олигархов. Для одних людей глубокий экономический кризис великое горе (для трудящихся), а для людей, владеющих огромными капиталом &ndash это благо.

 

5. Бесплатная приватизация в бывшем СССР

Чтобы социалистическое государство превратить в капиталистическое, надо государственную собственность превратить в частную собственность. Все граждане социалистических государств, если они честно трудились на своем рабочем месте, не имели таких крупных средств, чтобы выкупить у государства не то что завод, а даже мелкую мастерскую. Например, в 1985 году средняя зарплата рабочего СССР в месяц равнялась 200 рублей (в пересчете на доллары - около 200 $). Такая небольшая сумма полностью растрачивалась рабочим на питание и одежду. Еще меньше получали крестьяне и интеллигенты. Честным путем создать капитал или какие-то накопления гражданам СССР было невозможно. Приблизительно такое же положение с финансовыми накоплениями граждан было в других социалистических странах. Поэтому передать крупные и мелкие предприятия, стоящие миллионы долларов, в частные руки можно было только бесплатно! Социалистические государства достаточно эксплуатировали и издевались над своим населением, чтобы когда-то осознать свои ошибки, и в качестве компенсации можно было бы отдать людям бесплатно их законную часть государственной собственности. В начале переходного периода к капитализму именно так и планировалось сделать во многих бывших социалистических странах: России, Белоруссии и других. Бесплатный метод приватизации разрабатывался в виде передачи государственной собственности на основании документа, который был назван ваучером. При разработке бесплатной приватизации обсуждались два варианта ваучера.

Первый вариант ваучера предусматривал бесплатную передачу в частную собственность одинакового количества государственной собственности для каждого гражданина государства без учета возраста, пола, профессии, звания, размера стажа работы. Каждому человеку, ребенку или взрослому, предлагалось бесплатно отдать полагающуюся часть государственной собственности. Например, если все государственные предприятия России, включая колхозные земли, поделить среди 200 миллионов населения этой страны, то каждому гражданину достанется кусок земли и одинаковое для всех количество акций на владение какого-то промышленного предприятия (фабрики, завода, строительного комбината, ресторана, химчистки и так далее). Каждому гражданину страны можно было бы отдать в личную собственность государственную или ведомственную квартиру (дом), всю личную недвижимость и транспорт, гектар пахотной земли, акции промышленного предприятия с минимальным доходом владельца (девидент) 3000 долларов в месяц. Если в семье был ребенок, то он получал бы равное количество собственности, как и его мать или отец. Современный уровень развития компьютерной техники позволяет быстро проделать эту работу. Можно без большего труда всю государственную собственность поделить поровну между гражданами данной страны.

Второй вариант ваучера разрабатывался с условием предоставления бесплатной государственной собственности только взрослому населению государства в возрасте более 18 лет и с учетом стажа работы. При таком распределении пенсионеры, имеющие большой трудовой стаж, получали бы наивысшее количество государственной собственности, а дети полностью лишались ее. Предлагались варианты еще больше увеличить справедливость распределения и в ваучер включить условия, учитывающие уже имеющуюся частную собственность на руках каждого гражданина. Такой дифференцированный подход к разгосударствлению значительно усложнял расчеты. Тем не менее, и этот вариант полностью приемлем, являлся весьма прогрессивным явлением для быстрого возникновения мощного рынка частной собственности.

Третий вариант относительно бесплатной приватизации - аренда источника дохода, принадлежащего ранее государству, с последующим выкупом в личную собственность. Многие бывшие социалистические государства планировали широко использовать аренду с последующим выкупом предприятия как метод, облегчающий для трудящихся приобретение в личную и коллективную собственность: транспортных средств (автобусов, троллейбусов, тракторов, грузовых автомобилей), участков земли для производства сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственной техники (тракторов, сеялок, уборочных комбайнов), предприятий коммунального обслуживания (парикмахерских, фотоателье) и так далее. Смысл аренды простой и понятный. Один человек или группа людей заключают с государством договор на аренду какого-то вида государственной собственности. После заключения договора эта группа лиц становится полноправными владельцами помещений, оборудования, техники или земельного участка сроком на 3 - 10 лет. Идеальным вариантом для трудящегося является бесплатная аренда, то есть без ежегодной выплаты процента. Хуже если государство указывает в договоре обязанность арендаторов платить процент от прибыли (например, 10 - 80 %). Через 3 &ndash10 лет арендаторы накопили бы деньги для выкупа (в частную собственность) автобуса, участка земли, трактора и так далее. Аренда просто не заменима для создания частного сектора в сельском хозяйстве. Она удобна для простых тружеников тем, что выплатить сразу всю стоимость участка земли и техники он никогда не сможет. А после продажи нескольких урожаев крестьянин эту сумму без сомнения выплатит. А дальше он начнет быстро богатеть. Аренда - это удивительно простой, гуманный и удобный метод для создания частного сектора в деревне и в городе. К большому сожалению, этот метод для трудящихся абсолютно не использовался при ликвидации государственной собственности в бывших республиках СССР. Причина состоит в том, что пока во всех бывших социалистических республиках находится у власти руководители с коммунистическим мировоззрением на экономическое развитие государства. Они были, есть и будут противники любой частной собственности, в том числе частной собственности на землю. Они преднамеренно затягивают длительность экономического кризиса. Они надеются, что народы России и других республик скоро разочаруются в капитализме, устанут от реформ и проголосуют за коммунистов, за социализм. Но будем надеяться, что в ближайшее время все-таки победит здравый смысл, и аренда начнет широко использоваться для материального облегчения трудящимся участия в процессе приватизации.

Четвертый вариант относительно бесплатной приватизации - государственный кредит трудящемуся на приобретение предприятия с последующем погашением долга через несколько лет. Если бы государство хоть немного заботилось о своих бедных трудящихся, то разрешило брать кредиты в государственных банках для приобретения мелкого производства или объекта торговли &ndash мастерской по ремонту обуви, часовой мастерской, участка земли, ларька, аптеки-киоска и так далее. Однако в России такого материального облегчения для трудящегося фактически не предусмотрено законами. Зато с большой охотой кредиты даются богатым олигархам, друзьям, родственникам директора банка. Как далек от совершенства современный уровень развития цивилизации! Будем надеяться, что в ближайшее время все-таки победит здравый смысл, и кредиты трудящимся начнут выдавать.

 

Перспективы развития бесплатной приватизации

Как будут развиваться события, когда вся государственная собственность будет бесплатно поделена между гражданами государства? В дальнейшем функцию распределения частной собственности отдельных лиц осуществлял бы капиталистический рынок. Главное преимущество бесплатной приватизации - быстро создается гигантский рынок частной собственности. Экономический кризис переходного периода сокращается до 3 лет, то есть почти в 10 раз. Второе преимущество бесплатной приватизации - полное устранение классовой борьбы, социальной напряженности в обществе. Все получили равное количество собственности, а дальше все зависит от предпринимательских способностей самого владельца. Не смог раскрутится - вини себя, а не правительство или президента. Всем были даны равные возможности! Далее рыночная экономика складывалась бы автоматически, без вмешательства государства в процесс его формирования. Кто-то захотел продать свою землю, а на вырученные деньги купить акции какого-то производства. Юрист мог продать и землю и акции на владение завода, а на полученные деньги приобрести юридическую фирму (нотариальную контору, адвокатскую фирму и другое). Короче, дальнейшее распределение частной собственности происходило бы по законам рыночной экономики.

 

Платная приватизация

Кроме варианта бесплатной приватизации существует вариант платной приватизации. Это вариант разгосударствления, когда государственные предприятия (заводы, электростанции, пахотные земли) продаются капиталистам.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что 97 % населения этих стран не имеет никаких капиталов, а поэтому основная масса граждан экономически отстранена от процесса платной приватизации. Например, в странах бывшего СССР купят заводы и землю и станут еще богаче только те люди, которые успели украсть у государства огромные материальные ценности. Именно на таких богатых людей рассчитана приватизация при помощи выкупа предприятий государственного сектора. Поэтому платную приватизацию государственного сектора экономики можно однозначно назвать криминальной приватизацией. Кому выгодна платная приватизация? Она выгодна новому капиталистическому государству и государственным чиновникам. Государство получает большие деньги от продажи государственных предприятий и этим укрепляет свою казну, свой бюджет. Государственные чиновники получают взятки за предоставление на продажу нужного для капиталиста государственного предприятия по сниженной цене. Платная приватизация выгодна богатым олигархам, так как при бесплатной раздаче тысяч акций на предприятия тысячам гражданам страны они никогда не станут 100 % -ми собственниками этого предприятия.

А кому не выгодна платная приватизация? Народу, трудящимся она абсолютно не выгодна! Их эксплуатировали, обманывали и угнетали при социализме, и их очередной раз обманули при зарождающемся капитализме. Народ стал бы намного богаче, если бы потребовал от правительства капиталистического государства справедливой, бесплатной приватизации. Но в виду низкого интеллекта основной массы рабочих и крестьян, они не поняли, что надо требовать проведения бесплатной приватизации через ваучеры, не увидели в ней своей выгоды, народ даже не подозревает, что их очередной раз обманывают хитрые олигархи при введении платных правил приватизации. За низкий интеллект им придется страдать всю оставшуюся жизнь, они будут жить при капитализме в нищете и каждый день бороться за выживание. Каждый народ такого материального уровня жизни, который имеет в данный момент!

Итак, в социалистических странах после 1990 года начался процесс перехода к капиталистической формации. Единственный путь трансформации социализма в капитализм - разгосударствление, приватизация, капитализация централизованной социалистической экономики. Это путь обратный национализации. Это длительный процесс, эволюционный. При этом все предприятия государственной собственности должны бесплатно или за деньги передаваться частным лицам. Самый реальный выход для реанимации экономики - это быстрая продажа или передача в аренду государственных предприятий и в руки отечественных или иностранных капиталистов. Если наши родные капиталисты украли деньги из казны и положили в иностранный банк, то пусть они их вернут, приобретут заводы на территории своего Отечества и поднимают экономику. Это можно сделать только через плановую и быструю приватизацию. Как показывает жизнь, процесс приватизации сталкивается с огромными трудностями. Существуют сотни вариантов осуществления приватизации. Какой вариант является правильным для данной страны понять довольно трудно.

          Многие экономисты утверждают, что в составе государственной экономики надо оставить только крупные и рентабельные предприятия, а все убыточные предприятия продать своим и иностранным капиталистам. Для предпринимателя главный закон деятельности - прибыль. Капиталистам также не нужны убыточные заводы, шахты и фабрики.

          Можно убыточное предприятие акционировать и акции передать в руки работников. Но у трудящихся нет необходимых средств для переоснащению новым оборудованием своего предприятия. На старом оборудовании нельзя производить дешевые и качественные товары. Поэтому акционирование не выводит предприятие из кризиса.

          .Западные капиталисты и передовые отечественные экономисты не верят в рентабельную работу государственных предприятий. Поэтому всем государственным предприятиям отказывают в кредитах. И это, к сожалению, правильная практика, так как частные фирмы и предприятия всегда имеют более высокую производительность труда в 5 - 8 раз, даже при оснащении одинаковыми средствами производства. Государственные заводы, фабрики, колхозы с удовольствием принимают кредиты, но прибыли никакой не дают, кредиты не возвращают. Это впустую затраченные деньги.

Как видно из приведенных выше рассуждениях, приватизировать предприятие и одновременно продать его в частные руки - это сложная проблема для государства. Возникает замкнутый круг экономических противоречий и проблем. Вот почему процесс платного разгосударствления экономики - это процесс достаточно длительный. В крупных промышленных странах, такой как Россия, он будет протекать не менее 50 лет. Начало приватизационного процесса в России - 1995 год. Следовательно, завершится этот процесс в 2045 году. Все это время в стране будет продолжаться экономический кризис с безработицей, с хищением государственной собственности в особо крупных размерах, социальной напряженностью, с массовыми демонстрациями, с невиданным обнищанием трудящихся, возможны всплески возмущения народа в виде погромов, грандиозных демонстраций протеста, вооруженного свержения президента и правительства, неповиновение граждан властям и так далее. Описанное экономическое и политическое положение, резкое обострение классовых противоречий - такой вероятный прогноз событий на ближайшие годы для России, Белоруссии и Украины, республик Закавказья и для республик Средней Азии.

 

6. Тактика молодых капиталистов по отношению к приватизации

Итак, честным трудом в бывшем СССР заработать миллионы долларов и приобрести первичный капитал нельзя. Во всех бывших социалистических странах стать капиталистом можно было только преступным образом! Все капиталисты бывших социалистических стран - это преступники. Но, к большому сожалению, в этих государствах нет иного пути к капитализму, как через преступное накопление первичного капитала. Отечественные капиталисты могут возникнуть только через хищение государственной собственности! Возникшие в бывших странах социализма молодые капиталисты не заинтересованы в бесплатной приватизации, но очень заинтересованы в платной приватизации. При бесплатной приватизации все крупные и мелкие предприятия достанутся трудящимся, а не капиталистам. Они хорошо понимают, что выкупить у государства крупные предприятия бедный народ никогда не сможет, а, следовательно, рано или поздно все предприятия в промышленности и сельском хозяйстве в ближайшие годы будут куплены у государства богатыми капиталистами. Поэтому капиталисты не заинтересованы в осуществлении бесплатной приватизации по ваучеру, в акционировании заводов и фабрик.

 

7. Кто виноват?

В 1990 - 1993 годах в правительстве началась благородная работа по бесплатной раздаче государственной собственности. Были созданы при правительстве многих государств бывшего СССР комитеты по бесплатной передаче государственной собственности населению. Но на определенном этапе уравнительный метод бесплатного предоставления государственной собственности был изменен на платный вариант, значительно снижающий материальное положение трудящихся. В России возглавлял комиссию по бесплатному распределению государственной собственности господин Чубайс. Все население государства уже получили ваучеры, надо было начинать исторический акт по раздачи государственной собственности в период 1991&mdash1993 годы. Однако правительство Ельцина Б. Н. остановило эту работу. Была принята платная концепция приватизации. Ваучеры без движения остались на руках у населения России, Белоруссии и других государств. Справедливая приватизация была заменена на криминогенную приватизацию. С этого момента начался дикий, варварский, уголовный капитализм в России, Белоруссии, Украине, в республиках Закавказья, в республиках Средней Азии. Начались неисчислимые бедствия населения, кризис экономики.

Можно еще обратить внимание на следующую несправедливость, которую реализуют правительства государств бывшего СССР. Мало того, что они вывели трудящихся из участия в приватизации, они нисколько не заботятся о его материальном положении. Народ обложили непомерно высокими налогами, его унижают нищетой, безработицей, не выдают зарплату, пенсии, стипендии, или выдают месячную зарплату в пределах 10 - 20 $. В то же время существует ряд мер, которые привели бы к значительному повышению жизненного уровня народа. Чтобы поддержать жизненный уровень трудящихся надо дать полную свободу торговли для безработных трудящихся, разработать простую систему приобретения права на предпринимательство, на открытие валютного банковского счета, ликвидировать налоговое обложение мелкого бизнеса, широко использовать аренду и кредит для трудящихся, дать свободу частной собственности для врачей, преподавателей и другим представителей интеллигенции, решить пакет вопросов по беспрепятственному трудоустройству за границей, ликвидировать таможенные пошлины на импортируемые иностранные товары, так как они повышают цены на все ввозимые товары. Однако в настоящее время деятельность государства по отношению к своему народу, который с каждым годом становится беднее, носит явно грабительский характер. Государство выжимает из народа последние соки налогами, штрафами, низкой зарплатой, высокими ценами на продукты питания и товары первой необходимости. Это вызывает справедливый гнев и возмущение народа, который может в порыве гнева предать жестокой каре и президентов этих государств, и парламенты, и правительства совместно с олигархами. Неужели верхи не осознают, что такая антинародная политика опасна, прежде всего, для них самих! Если они оправдывают свои действия заботой о государственном бюджете, то тогда государственный бюджет становится кровным врагом для личного бюджета каждого гражданина. Содержать через собственную нищету такого ненасытного тунеядца, как молодое капиталистическое государство, народ долго не будет.

 

8. Криминальная приватизация - это закономерность развития

В то же время преступная деятельность по разгосударствлению является закономерным явлением для всех социалистических стран. Если в стране долгое время не проводится бесплатная приватизация, то автоматически возникает процесс платной приватизации. Покупка государственных предприятий невозможна без наличия богатых людей. Как приобрести в бывшем социалистическом государстве сотни миллионов долларов для покупки у государства предприятий? Все граждане социалистического государства получали не более 300 долларов в месяц (по курсу валют 1985 года). Конечно, не большой первичный капитал можно заработать методом честной торговли на базарах и в ларьках с учетом, что правительство не будет взыскивать большие проценты с прибыли. Но заметьте, что все правительства не предоставили условия наивысшего благоприятствования для деятельности мелкого и среднего бизнеса. Все частные фирмы (особенно в Белоруссии, России и Украине) правительство обложило грабительскими налогами в 80 - 100 % от прибыли. Получилось, что честным путем первичного капитала предприниматель никогда не сможет заработать. Но если даже ему дали максимум благоприятных условий развития, то предприниматель накопил бы первичный капитал в размере в несколько миллиардов долларов США только через несколько десятков лет. Процесс приватизации затягивался бы на сотни лет. Для всех было бы полезно ускорить процесс приватизации, быстрее преодолеть экономический кризис и перейти к полноценному капитализму. Остается только один выход у предпринимателей - нечестный путь приобретения капитала. Этому способствовало отсутствие государственного контроля на материальные ценности в период 1985 - 2000 годы. Поэтому преступную приватизацию государственной собственности объективно вызвали объективные условия, сложившиеся в бывших социалистических государствах. Несмотря на отрицательную юридическую и моральную сторону преступной приватизации, с экономической стороны это является благом и единственно возможным средством в муках завершить этот процесс к 2030 году. Правительство просто не предоставило другого выбора для капиталиста, не разработало более цивилизованного средства для приобретения первичного капитала, который абсолютно необходим для покупки государственных предприятий.

Кроме того, оправдать действия правительства можно следующими рассуждениями. В переходный период происходит превращение одной эксплуататорской формации (социализма) в другую (капитализм). Молодое капиталистическое государство должно защищать интересы капиталистов, а не трудящихся. Поэтому и произошла замена бесплатной приватизацию на платную. Государство имеет выраженную тенденцию к эксплуатации, поэтому никто и не пытается заботиться о положении трудящихся. Эти действия справедливы и закономерны, если учесть то обстоятельство, что капиталистическое государство с рыночной экономикой - это эксплуататорский тип общества. Даже можно сказать то, что продолжает эксплуатировать народы бывших социалистических государств их прежняя социалистическая командно - административная система. Дело в том, что преобладающее количество предприятий продолжают подчиняться министерствам, не имеют статуса частного предприятия. Государственный сектор экономики - точная копия социалистического типа хозяйствования, имеет объем на начало 1999 год в Белоруссии - 95 %, Казахстане, Киргизии, Таджикистане - 85 %, Украине - 70 %, России - 65 %, в Прибалтийских республиках - 30 %, Чехии - 25 % и так далее. Поэтому можно утверждать, что несмотря на то, что бывшие страны социализма имеют тенденцию развития, направленную на слияние с капиталистической системой хозяйствования, эти страны продолжают базироваться на социалистической командно-административной экономике.

 

9. Дикий капитализм в бывших социалистических странах. Процесс накопления первичного капитала

Капитализм имеет две фазы развития: дикий капитализм и цивилизованный капитализм. В капиталистических странах, в которых не происходил переход к социализму, эта формация развивалась последовательно и естественным путем. Возникли капиталистические производственные отношения в европейских странах в 1600 году. Капиталистическая формация будет продолжаться примерно до 2200 года, после чего сменится другой эксплуататорской формацией, которую можно назвать интеллигентской. Фаза дикого, варварского капитализма продолжалась в странах западной Европы с 1600 до 1960 года, то есть 360 лет. В этот период капиталисты накапливали первичный капитал законными и незаконными путями. Кроме того, часто незаконными методами увеличивался вторичный и третичный капиталы. Капитал накапливался захватническими войнами, грабежом, торговлей рабами, наркотиками и алкоголем, гангстеризмом, пиратством и другими абсолютно не гуманными способами. Некоторые компании фашистской Германии делали бизнес на превращении в удобрения человеческих тел в крематориях лагерей смерти. Человечество все это пережило, перетерпело, перестрадало. Наконец наступила эпоха гуманного, цивилизованного капитализма. Этот перелом наступил в 1960 году. Трудящимся стали хорошо оплачивать их труд, они стали покупать дома и машины, повысилась их социальная защита, мировые войны сменились мелкими, локальными военными конфликтами. Фаза цивилизованного капитализма будет продолжаться с 1960 до 2200 года, то есть 240 лет.

Несколько иная ситуация по расположению этих двух фаз капитализма у бывших социалистических стран. Они пережили фазу дикого капитализма дважды. Первый раз эта фаза начала свое шествие по стране после 1600 года. Но течение капиталистического прогресса общества было оборвано социалистическим переворотом. В России, Монголии и в Китае строительство социализма началось после 1920 года, а в 17 других странах - после 1945 года. Однако, вследствие краха социализма в 1990 году, началось повторное вхождение этих государств в капиталистическую формацию. Эта формация всегда начинается с дикого капитализма. Поэтому бывшие социалистические страны повторно начали страдать от развития варварского капитализма. Можно быть уверенным, что длительность развития дикого капитализма в этих странах не будет равняться 360 лет. Фаза дикого капитализма окончит свое развитие к 2030 - 2050 годам. Интересно узнать, что варварства и кризиса экономики можно было бы избежать, если бы процесс приватизации пошел по бесплатному пути развития, а не по платному. Здесь отразился факт несовершенства интеллекта трудящихся и природная жадность капиталистов, возникших из народной среды. Если бы народ был умнее, а капиталисты добрее, то страдания людей можно было сократить до нуля. Но исторические события разворачиваются, подчиняясь реальному уровню развития интеллекта и реальным стремлениям к бесконечному обогащению личности.

 

10. Корпорации вместо государства?

В современном глобалистском мире роль и место государства подвергаются радикальному пересмотру. Особенно это касается стран, где государство не является продуктом длительного развития и общественным инструментом, а живет по собственным, подчас далеким от потребностей общества, законам и принципам.

Можно сколь угодно долго дискутировать на эту тему, но уже сейчас ясно одно – глобальный, информационный мир считает своим долгом вмешиваться в дела, которые еще в середине прошлого века считались целиком и полностью прерогативой государства. В этом есть как ощутимые плюсы, так и серьезные минусы. 

Сказать, что США занимают главенствующее положение в мире – еще ничего не сказать. Огромное преимущество, которое они имеют перед остальным миром по основным экономическим и социальным показателям даже после 11 сентября, позволяет Вашингтону активно проводить свою политику во всемирном масштабе и на различных уровнях. При этом давление, оказываемое им на «партнеров» по диалогу, отнюдь не всегда имеет какое-то военно-политическое измерение и не всегда исчисляется единицами военной мощи.

Объединенная и продолжающая интегрироваться Европа также уверенно превращается в один из центров осуществления глобалистской политики. Война НАТО против режима Милошевича в Югославии 1999 года показала, что существуют серьезные противоречия между США и их главным европейским союзником Великобританией – с одной стороны, и ЕС, в котором на первых ролях Германия и Франция – с другой. Однако, относительно «остального мира» они действуют не просто более или менее синхронно, их действия, подчиняемые логике борьбы за влияние, практически идентичны.

Евро-Атлантический мир имеет тысячи вариантов «привязки» оппонентов к своим ценностям и тысячи же вариантов «прививки» своих ценностей на местную почву. От политического и экономического влияния до насаждения ценностей массовой культуры. Не случайно во время антиамериканских выступлений первыми страдают Макдональдсы. 

Одним из наиболее важных и эффективных средств реализации западной стратегии являются транснациональные корпорации (ТНК).

На рубеже веков более половины прямых капиталовложений за границей приходится на сотню самых крупных корпораций. В 1996 г. стоимость их активов составила примерно $4,1 трлн, из которых $1,7 трлн (т.е. около 40%) инвестированы за границей. В списке 100 крупнейших ТНК доминируют компании нескольких стран, что вполне понятно, ведь 88% суммарных иностранных активов и 87% из числа внесенных в список компаний приходится на США, государства ЕС и Японию. Первой российской компанией, попавшей в ооновский список ТНК, стала в 2001 году нефтяная компания ЛУКОЙЛ. 

Некоторые ТНК появились на свет во времена промышленной революции, но начало ХХ века стало периодом их самого активного и широкого распространения. Это о них с иронией писал О. Генри в своей книге «Короли и капуста». Во времена «великой депрессии» конца 1920-х годов им пришлось солоно и, например, в США государство в 1930-х годах сосредоточило в своих руках рычаги управления экономикой. Такое положение вещей сохранилось и во время Второй мировой войны, когда потребовалось мобилизовать все ресурсы для победы над врагом. Правда, в это время американские и немецкие транснациональные компании продолжали активно сотрудничать через третьи страны и подставные фирмы, так сказать, в обход государства. 

После войны тенденция расширения экономического взаимодействия и взаимозависимости государств стала все более нарастать, причем, именно международные компании, в рамках которых осуществляется процесс постоянного перетока ресурсов, играли и продолжают играть огромную роль в этом процессе. 

 Власть и влияние этих компаний обусловливаются концентрацией контроля над стратегически важными сферами – финансами, рабочей силой, технологией, поставками сырья и компонентов, услугами и сбытом. Причем, отдельной и важной сферой стало умелое управление этим перетоком, способное само по себе приносить прибыль. Сейчас только умелый менеджмент может позволить одной компании приобрести преимущество над другой, выпускающей продукцию практически такого же уровня и качества. 

Глобальная организация управления позволяет таким компаниям оптимально размещать источники снабжения, производства и сбыта. Благодаря своей транснациональной структуре они могут извлекать выгоду из различий в деловом цикле, экономической политике, уровне налогов и таможенных пошлин, темпах инфляции, ставках заработной платы, производительности, технических стандартах, номенклатуре спроса и прочих различиях национальных экономик. Более того, они способны в определенной степени сглаживать или усиливать эти различия по мере необходимости. 

Пожалуй, одним из важнейших факторов их развития является отсутствие каких-либо долгосрочных социальных программ. У ТНК не связаны руки заботой о работниках, об охране природы и т.п. В этом огромное преимущество ТНК перед национальным государством в лице его институтов. Последний не может себе позволить устранится от решения социальных вопросов. Конечно, национальное государство оказывает давление на корпорации, но зачастую чиновники довольствуются той «малой лептой», которую получают непосредственно они, пренебрегая интересами бюджета. 

Используя современные системы планирования и информационные коммуникации, многие из ТНК смогли разработать и распространить на межрегиональном и даже мировом уровне достаточно эффективные конкурентные стратегии. 

Благодаря всему этому они приобрели сильнейшее влияние на отношения между государствами и политику всемирных организаций, таких как ООН или, скажем, МВФ. Они не просто не зависят от тех стран, где работают их производства, но и успешно диктуют этим странам свои условия. 

Иногда это происходит достаточно цинично, как и описал О. Генри. Чаще, борьба с неугодным режимом в очередной стране «третьего мира» облекается в форму борьбы за «права человека», за «свободу совести», против «коммунистической (террористической или какой-либо другой) угрозы»... 

Заметно усилилось проникновение ТНК на новые рынки в 90-е годы прошлого столетия. По данным ООН о транснациональных корпорациях, в середине 90-х годов существовало 44 508 таких структур, контролировавших более 276 тыс. аффилированных компаний. При этом на территории промышленно развитых стран размещалось свыше 80% материнских компаний и около 30% аффилированных, в развивающихся странах – соответственно 19,5% и почти 50%, в бывших социалистических государствах – около 0,5% и 17%. 

Причин этого достаточно много. С распадом Советского Союза и сменой ориентации бывших социалистических стран «правила игры» мирового рынка распространилась на новые обширнейшие территории. Денационализация в постсоциалистических странах открыла для ТНК новые рынки и отрасли, которые ранее были под контролем государства. 

Заметно ускорился процесс глобализации финансового сектора и интеграции финансовых рынков. Возникли огромные транснациональные финансовые конгломераты. Глобальные финансовые потоки, наряду с новейшими информационными технологиями, позволяющими довести скорость обращения денег до уровня космических, стали определяющими факторами международных экономических отношений. 

Во всем мире произошли серьезные структурные сдвиги, которые породили новые возможности для предпринимательства. Но при этом увеличился технологический разрыв, различия в уровне доходов и неравенство между регионами, странами и внутри стран. Это является едва ли не главным итогом деятельности ТНК.

Приходится признать, что Украина находится на грани «третьего мира», утрачивая способность быть субъектом международной политики, а все больше превращаясь в объект внешнего воздействия. Причем, нынешний («корпоративный») империализм кардинально отличается от старого («государственного»).

Если раньше экспансия осуществлялась путем освоения территории, которое должно было сопровождаться развитием инфраструктуры на этой территории, то сейчас, задача освоения сводится к извлечению из из общества, подвергшегося экспансии, всего привлекательного и перенесения его туда, где оно будет использоваться более удачно. «Перенесение» при этом далеко не всегда означает физическое перемещение в пространстве. Просто мозги и финансы начинают работать на страну, которая является субъектом экспансии. 

В результате такого изъятия, объекты воздействия неуклонно отстают, потому что разрушается вся их нынешняя инфраструктура. Традиционная, свойственная периоду промышленного общества, - за ненадобностью такого рода производства. Интеллектуальная - из-за отсутствия стратегии ее развития для внутреннего потребления и сокращения спроса на квалифицированных специалистов на внутреннем рынке. 

Так называемые «развивающиеся страны» окончательно утратили шансы догнать развитые страны. ТНК в этом смысле играют роль «насосов» по выкачиванию ресурсов (человеческих, интеллектуальных, сырьевых и прочих) с территории, на которой они работают, оставляя после себя пустошь. Иногда это проявляется уже при жизни одного поколения, иногда – следующего. Но проявляется обязательно.

 Долгое время в Украине существовала наивная надежда на «доброго плантатора», который придет и обустроит страну. Пусть он будет немецким или американским – каким угодно (может быть, только не российским). Неудачи насторожили. Достаточно вспомнить деятельность «Lafarge», связанную с Николаевским цементным заводом, «Daewoo» с «АвтоЗАЗом», «Cargill» и заводы по переработке подсолнечника. И это не удивительно. ТНК реализуют стратегии, которые способны принести выгоду не той стране, в которой они работают, а той, где находится материнская компания. 

Только национальный капитал в состоянии реализовать программу преодоления економического и социально-политического кризиса в стране. Конечно, для этого национальный капитал должен существовать в таких правовых рамках, которые позволяют ему эффективно работать. Он должен осознать свои интересы как неразрывно связанные с интересами нации и суметь отстоять их экономически и политически. 

К сожалению, отечественные предприниматели вынуждены бороться за существование буквально, т.е. как в джунглях, на уничтожение соперника. Выжившие и более-менее успешные названы «олигархами». В СМИ периодически звучат призывы к расправе над ними, подкрепляемые ссылками на российский опыт. Но пример является некорректным. В России государство и соответствующая идеология существуют свыше шестисот лет. Там место вытесненных (кстати, не всех) «олигархов» все более уверенно занимает государство иногда в лице других «олигархов». А что получит взамен Украина, страна, где государство остается вотчиной чиновников средней руки? 

Есть все основания предположить, что после ликвидации украинских «олигархов» на пути ТНК останется одна лишь украинская власть, которая не сможет противостоять натиску мощных международных экономических структур, поддерживаемым столь же мощными развитыми государствами. Облегчит проникновение ТНК на украинский рынок их лобби в самой отечественной элите. И столь ли важно, российскими или западными будут «новые хозяева»?.. 

Интеграция мирового хозяйства будет продолжаться. «Отгораживаться» от этого процесса было бы и глупо, и бесполезно. Глобализация будет становиться все более жесткой в смысле конкуренции и асимметричной с точки зрения углубления неравенства победителей и побежденных. В большей степени развитие мира будет зависеть от ТНК, чем от государств. Очевидно, что развитие национальной экономики в рамках международного разделения труда будет обеспечиваться в первую очередь национальным капиталом и если его не будет, то такие страны как Украина окажутся на обочине мирового развития.

 

 

http://home.ural.ru/~molostov/tiviliz/gl20_t/p113.htm

Дополнительный материал - Игорь Немчинов

 

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59