SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
10/22/17 00:56:42
 
Главная
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Голосование
Нравится ли вам сайт
 
Аналитические материалы
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ - PRO ET CONTRA
 
Статьи
СПАСАЮЩИЕ ВТИХУЮ-Статья для МК
 
Это любопытно
В НАШЕЙ ГАЛАКТИКЕ НАШЛИ ЕЩЕ ОДНУ ДЫРКУ
 
Ссылки

 

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

 

Придание приоритета человеческому капиталу перед материальными и финансовыми ресурсами стало наиболее заметной особенностью пятой управленческой революции (называемой также менеджерской), которая свершалась на протяжении почти всего XX в. и продолжает идти по сей день в развитых странах Запада (включая Японию), практически не затронув республики, входившие в состав СССР. 
Если говорить, например, об Украине, Белоруссии и России, то, сопоставляя задачи, которые решает менеджмент, и факторы, обеспечивающие реальное богатство государства, можно получить совершенно однозначный ответ на вопрос: почему наши народы бедны в богатых ресурсами странах и почему в бедной природными ресурсами Японии высокий уровень благосостояния. В этой связи можно высказать следующие предположения:
• Уровень благосостояния постсоциалистических стран в XXI в. будет зависеть от выбранной модели управления человеческим капиталом 
• В основе модели должен лежать системный подход к обществу как крупномасштабному социальному объекту 
• Целевое управление по конечным результатам - главное содержание управления обществом в целом и каждой его ячейкой 
 
Причины нашей бедности 
Как известно, задачей стратегического менеджмента является формирование и поддержание механизма самоорганизации общества и его ячеек, запускаемого в действие людьми, работающего посредством людей и выдающего результаты для людей. Содержание тактического менеджмента составляет совокупность конкретных приемов, способов, методов воздействия на индивиды и коллективы с целью повышения эффективности их работы в каждой ячейке общества. 
Что касается факторов богатства любой страны, то их всего два: труд населяющих ее людей и природные ресурсы. Поскольку и стратегический, и тактический менеджмент решает по большому счету проблему эффективной трудовой деятельности во всем обществе и каждой его ячейке, то коренная причина бедности постсоветских государств лежит практически на поверхности - мы не умеем и не знаем, как рационально организовать трудовую деятельность.
                Однако, далеко не все, кто работают и получают зарплату в Украине могут прокормить себя и свою семью. Вот самые свежие данные. По данным профсоюзов, каждый второй украинец, который работает, получает зарплату ниже прожиточного уровня, а каждый третий – находится в принудительных неоплачиваемых отпусках, либо работает в режиме неполного трудового дня. Такие данные привел председатель Федерации профсоюзов Украины А.Стоян на встрече с премьер-министром В.Ющенко 28.09.2000 г.
                Только 12-13 миллионов лиц из 18,5 миллионов занятого населения имеет «полноценную работу». «При таком уровне занятости надеяться на существенный экономический рост и увеличение ресурсов для социальной защиты населения безперспективно» - заявил профлидер. За даними профсоюзов, в Украине ежегодно увеличивается количество безработных на полмиллиона человек, однако «не видно, чтобы  вопросы занятости, предупреждения безработицы были поставлены в центр экономической политики государства.
Стоян также отметил, что уровень оплаты труда в Украине «остается крайне низким». "Больше половины работающих получает зарплату меньше прожиточного уровня, а бедность среди работающих распространяется все больше и больше», - заявил председатель ФПУ. 
Министр труда и социальной политики Украины И.Сахань вынужден был признать, что «состояние дел в социальной сфере остается сложным». Он признал, что в 1994 году в административных отпусках находилось 3,43 миллиона лиц, а в конце первого полугодия этого года - 1,826. По словам министра, за первые 8 месяцев нынешнего года задолженность в бюджетной сфере снизилась на 178,2 миллиона гривен, и, на 1 сентября, составляла 275,5 миллиона гривен.
Можно предположить, что глубокие корни такого неумения «жить хорошо» кроются в нашей ментальности, в связи с чем на протяжении веков наш народ не мог жить в процветающей стране. Пожалуй, неосознанное ощущение этой связи обусловливает всеохватывающий пессимизм граждан, мало верящих в сказку о будущей хорошей жизни (хотя и не теряющих надежды на изменения к лучшему). 
На вопрос, что же именно в нашей ментальности мешает украинцам стать организованной трудолюбивой нацией, способной на равных с развитыми странами Европы войти в мировое сообщество, ответ уже давно дал А.П.Чехов, назвав в качестве такового исторически сложившееся у нас неуважение к чужому труду. Поскольку эта черта в определенной степени характеризует и уровень нравственного развития наций, и уровень цивилизованности этики труда и т.д., значение данного фактора трудно переоценить. Ибо отсюда и стремление «без труда достать рыбку из пруда», и забюрократизированность чиновничества, и та самая пресловутая безответственность, которая в буквальном смысле парализовала деятельность всей пирамиды законодательной и исполнительной власти в Украине. 
И все-таки если наша страна хочет стать процветающим государством, у нас нет другого выхода, как, изменив каким-то образом нашу ментальность, суметь организовать трудовую деятельность людей в каждой ячейке общества на принципах целесообразности и заинтересованности. 
В случае принятия этого тезиса совершенно иначе видится природа наших неудач в реформировании экономики по различным направлениям. Например, если обнаруживается непригодность налоговой или кредитно-финансовой политики, то связано это, скорее всего, не с нехваткой денег, а с неорганизованностью деятельности тех, кто задумывал эту политику, принимал и исполнял решения. Это в свою очередь обусловлено или их некомпетентностью, или безнравственностью, либо тем и другим вместе, а не какими-то внешними причинами технократического характера или стечением обстоятельств (за исключением стихийных бедствий). Именно "человеческая" природа неудач должна стать импульсом к углубленному пониманию процесса обновления экономики в нашей стране через организацию (в первую очередь и главным образом) человеческого фактора. Экономику делают люди. Этот факт признан во всех развитых странах, но только не в нашей, где человек выступает в качестве ее заложника. 
Таким образом, необходимость изменения нашей ментальности в области трудовых отношений и ликвидации дошедшей до критической точки неупорядоченности деятельности всех и в первую очередь управленческих структур на макро-, мезо- и микроуровнях (как следствие неумения организовать целесообразный труд их персонала, начиная с руководителей) требует поистине революционного прорыва в области управления человеческим капиталом.

 

Спасенье утопающего - дело рук самого утопающего
Более мягкую редакцию этого выражения, видимо, и пытался недавно донести до общественности первый вице-премьер Юрий Ехануров, говоря о том, что Украина должна рассчитывать на собственные силы. На возобновление финансирования Международным валютным фондом уже не надеется никто. Если до этого правительство заверяло, что вот-вот, и деньги пойдут, еще месяц - и финансирование возобновится, еще одна встреча – и все наладится, то теперь, в канун первой годовщины жизни Украины без кредитов, кормить обещаниями стало стыдно. И правительство, собравшись духом ввиду суровой действительности, начало психологическую подготовку к тому, что денег не дадут. И не надейтесь. Будем рассчитывать на свои силы, говорит Ехануров. По его словам: "Украина должна выстраивать политику своего экономического развития, рассчитывая на собственные силы. Если мы получим кредиты, то это будет спокойное окончание года. Если этого не будет, то правительству придется принимать меры. Будем жить и будем работать. Надо рассчитывать на те средства, которые у нас есть". 
Пытаясь подтвердить свои слова хоть какими-то фактами, вице-премьер сообщил, что в среду по просьбе Минфина было отложено принятие решения о сокращении расходов бюджета: "Пока такой потребности нет. Но мы к этому готовы, если не будет внешнего финансирования и дополнительных поступлений от экономического роста". На экономический рост в этом году правительство ссылается неоднократно, хотя анализ данных экономических исследований как украинских центров, так и зарубежных, свидетельствует о том, что реальный рост экономики несколько неоптимистичен. По сообщениям экспертов, он вызван чрезвычайным падением украинской экономики в прошлом году, с показателями которого и сравнивается рост экономики сегодняшний. Но Ехануров видит причины роста в благоприятной экономической конъюнктуре на мировом рынке. Тем не менее, он делает оговорку: "Но все время этого не будет. Необходимы серьезные структурные изменения в экономике. Судьба дала нам шанс, и мы это делаем", - заявил вице-премьер. 
По мнению Еханурова, в Украине уже наполнен позитивный опыт рыночных преобразований. "Посмотрите, как квалифицированно работает Национальный банк, министерство финансов. Теперь надо включить низовые звенья: создать им экономические условия, но и потребовать дисциплину", - подчеркнул Ехануров. Комментируя выжидательную позицию МВФ в отношении Украины, вице-премьер напомнил, что задачей Фонда является недопущение мирового или региональных кризисов. "Для них регион - это Центральная и Восточная Европа или Юго-Восточная Азия. Я думаю, что нам, украинцам, в первую очередь, надо думать, как выживать своими силами, как выходить на мировые рынки. Удельный вес внешних заимствований не является решающим при нынешней конъюнктуре мировых рынков. Я думаю, мы сможем продемонстрировать в 2001 году хорошую работу", - сказал Ехануров.  Но в то же время, Ехануров надеется на то, что возможно, МВФ смягчит позицию. Он считает, что Украина не видит нерешаемых проблем на переговорах с миссией МВФ и надеется на возобновление финансирования в октябре.   По словам Еханурова, украинская сторона выполнила и продолжает выполнение требований МВФ: повышает уровень оплаты за электроэнергию и газ, завершает аудит НАК "Нафтогаз Украины", решен также вопрос взаимоотношений между НБУ и Минфином. 
Но, говоря о спорном вопросе специальных экономических зон, вице-премьер еще раз напомнил о том, что позиция Украины является "четкой и не будет изменена ни в каком случае": "Все зоны будут работать до конца года. И только те из них, которые не будут работать, не будут успешными, те будут закрыты. И те виды деятельности, которые не будут задействованы, мы будем отменять". 
Как ранее сообщалось, МВФ приостановил финансирование Украины по программе расширенного финансирования EFF в сентябре 1999 года из-за невыполнения ряда условий программы. Отношения с Фондом усложнило также то, что в западной прессе всплыли факты злоупотреблений кредитами МВФ Нацбанком Украины. Аудит банка доказал то, что Нацбанк завышал уровень золотовалютных резервов, из-за чего получал суммы кредитов выше, чем должен был бы получать. И хотя руководство Нацбанка отрицало факт обмана международной организации, аргументируя это разницей между западным и отечественным методом исчисления, МВФ принял решение о возвращении денег Украиной. Сам же украинский вопрос - вопрос дальнейшего кредитования Украины -  будет рассматриваться фондом позже. Возобновление финансирования со стороны МВФ является условием возобновления кредитования Украины Всемирным банком, ЕС и другими странами, а также начальным условием на переговорах о реструктуризации долга Украины странам-членам Парижского клуба кредиторов. 
 
Предпосылки управленческой революции  в постсоветских странах 
Сегодня идея научной подготовки шестой управленческой революции, но уже в постсоциалистических странах родилась и разрабатывается в Украине. Это неудивительно, поскольку Украина сегодня находится чуть ли не в самом худшем положении среди стран бывшего СССР занимая 95-е место в мире по индексу человеческого развития. Последний является интегрированным показателем, учитывающим уровень материального благосостояния народа, здоровья нации и ее образованности (кстати, по данным ООН на 1 января 1997 г., Россия находилась на 67-м месте, Белоруссия - на 62-м среди 175 стран мира). 
В чем же суть и конструктивные принципы идеи управленческой революции в наших странах, являющейся, по существу, продолжением менеджерской революции XX в. в развитых странах Европы, США, Японии и др.? На каких предпосылках строится этот замысел? 
О сути можно сказать сразу. Она - в создании теории механизма целевого управления по конечным результатам любым социальным объектом, позволяющего организовать целесообразный и заинтересованный труд людей в каждой ячейке постсоциалистического общества.  
1. Среди предпосылок следует выделить пять, первой из которых является антропосоциальный подход к управлению обществом, подтвержденный как всем ходом менеджерской революции в развитых странах, так и приданием важного значения индексу человеческого развития. В соответствии с программой развития ООН - это главный показатель, характеризующий достижения и конечные итоги различных стран мира. 
 Иными словами, речь идет о первичности человека как личности и главной производительной силы общества, исходя из чего и должна строиться вся система управления обществом в трех его организационных сферах - политической, экономической, культурной. 
2. Вторая предпосылка - системный подход к обществу, предполагающий его рассмотрение, с одной стороны, во взаимосвязи указанных организационных сфер, а с другой - как крупномасштабного социального объекта (системы), состоящего из множества взаимодействующих ячеек (организаций), где и осуществляется трудовая деятельность людей. 
Социальный объект сроден такой биологической системе, как человеческий организм, где каждый из органов выполняет свою функцию, но все органы связаны и взаимодействуют между собой ради достижения конечной цели - обеспечения жизнедеятельности и продолжения рода. 
При всеобъемлющем системном подходе в качестве социальных объектов помимо других выделяются органы государственного управления - администрация президента, парламент, кабинет министров, аппарат министерств и комитетов, органы самоуправления. Иначе говоря, их персонал должен стать объектом социально-политического менеджмента (административно-государственного управления), социально-экономического менеджмента (управления материальным производством), социально-культурного менеджмента (управления духовным производством). Именно в этом состоит революционный по-своему момент в концепции антропосоциального управления обществом. 
3. Третьей предпосылкой разработки идеи управленческой революции в постсоциалистических странах (в том числе и в Украине) является учет основных мировых тенденций менеджмента, наложение которых на нашу ментальность через специальный инструментарий как раз и должно привести к успеху в создании научного фундамента этой революции. В последние десятилетия на Западе явно преобладает тенденция управления любой организацией (коммерческого или некоммерческого характера) по целям и результатам в соответствии с развитием количественной школы науки управления. При этом характерно стремление пользоваться количественными показателями (пусть даже недостаточно совершенными) для отражения уровня достижения целей в результатах деятельности персонала этих организаций. 
 4. Четвертая предпосылка заключается в использовании основополагающих универсальных принципов управления социальными объектами различного масштаба и профиля деятельности, включая органы государственного управления на всех этажах пирамиды власти. Речь идет о целеполагании, обратной связи по результатам деятельности и целенаправленной мотивации трудовой деятельности персонала социальных объектов. 
Реализация этих принципов предполагает в первую очередь наличие глобальной цели социального объекта, ее декомпозицию и доведение до каждого звена и элемента (человека). Отслеживание уровня достижения цели и информирование об этом субъекта трудовой деятельности позволяют наладить обратную связь в механизме управления и соответственно целенаправленно мотивировать труд. 
5. Однако слабость управленческой науки до последнего времени не позволяла решить именно эту задачу, ибо разработка методов оценки результатов деятельности работников умственного труда не была оформлена в советское время в качестве социального заказа общества как в силу непонимания значимости такой оценки, так и нежелания нынешних властных структур вообще иметь ее. 
Потребовались серьезные усилия ученых, чтобы, опираясь на квалиметрию как научную область знаний о количественной оценке качественных явлений, разработать соответствующий инструментарий по измерению результатов трудовой деятельности через уровень достижения целей индивидами и коллективами. Именно квалиметрический подход к такой оценке, позволяющий реализовать три основополагающих принципа управления любым социальным объектом (целеполагание, обратную связь и мотивацию) в их органической взаимоувязке, становится пятой предпосылкой разработки идеи управленческой революции в Украине. 
Обычно в качестве объяснения удивительного долготерпения украинского народа называются много причин и сочиняется немало книг. Некоторые из доводов откровенно нелепы. Например, о якобы "толерантном" менталитете украинцев. Здесь стоит лишь напомнить, что в 1917-1920 годах наши предки на нашей же территории самозабвенно предавались братоубийственной резне. Причем по своему накалу и размаху она намного превосходила аналогичный шабаш в других районах бывшей Российской империи, где жили народы, как сейчас принято считать, с более "зверским" менталитетом.
Гораздо активнее "запускается" версия о том, что в стране наступила долгожданная стабилизация, реально улучшается жизнь народа, а потому бунтовать повода нет. Даже если допустить, что "улучшение жизни народа" действительно наступило, это еще не причина жить спокойно и умереть в постели. В конце 80-х годов уровень жизни советских людей был на несколько порядков выше, чем в конце 40-х, но Союз почему-то развалился в 1991 г., а не в 1953 г. История не раз показывала, что народ бунтует не потому, что ему плохо живется, а потому что власть позволяет кому-нибудь провоцировать его на акции протеста. А повод "повыступать" всегда найдется.
Наиболее распространенное объяснение страстотерпимости нынешнего поколения "украинских людей" - организационная версия. Согласно ей, протестный потенциал общества чрезвычайно велик, но некому протест организовать, поэтому-то он и исчерпывается эпизодическими всплесками. Действительно, если вспомнить наиболее крупные акции протеста в Украине, которые имели место в Донбассе летом 1993 года, летом 1996 года или на Днепропетровщине в 1998 году, то все они так или иначе были организованы при поддержке влиятельных сил - местных и общенациональных (либо напрямую спровоцированы ими). Когда этим силам "народные бунты" не были нужны, они почему-то не возникали. В своем роде эта версия достаточно правдива, однако и она страдает определенной ограниченностью. Почему "бунты" удавалось организовывать только ОЧЕНЬ влиятельным силам? Почему многочисленные менее влиятельные силы, несмотря на все свои старания, так и не смогли расшевелить народ? Потому что в первом случае это и не бунты были вовсе, а нечто вроде всенародных субботников, демонстраций или гуляний (с обязательной явкой, сменами, бригадным подрядом и прочими прелестями административного ресурса).
Но реальных бунтов злых и ожесточенных людей у нас в стране не было.
Не отрицая значения "оргфактора", основная причина отсутствия массовых протестов, на наш взгляд, иная, а именно: государство предоставляет своим подданным возможность так называемого "тихого бунта". Причем, господствующая в обществе идеология проповедует "тихий бунт" как высшую добродетель, а бунт реальный - как тяжелейший порок.
Что такое тихий бунт? Это когда гражданин не платит налогов, вместо того, чтобы требовать смены власти, которые эти налоги установило. Когда он, вместо того, чтобы устраивать забастовки на предмет невыплаты зарплаты, промышляет воровством с собственного предприятия. Когда безработный объединяется с себе подобными, но не для того, чтобы устроить потасовку с ОМОНом, а для того, чтобы вырезать телефонный кабель и сдать его в пункт приема лома. Именно "тихий бунт" позволяет выживать миллионам наших соотечественников. Да, они воюют с государством, но пока этой войны незаметно. А само государство, до смерти боясь бунта реального, предпочитает на бунт тихий закрывать глаза. Не удивительно, что согласно большинству социологических опросов, при общем негативном "настрое" в обществе, максимум 25-30% населения готовы к акциям протеста (и то, преимущественно, довольно мирные). Впрочем, "тихий бунт" характерен не только для низших слоев населения. Директора промышленных предприятий, крупные предприниматели, многие чиновники также страдают от тупости власти и порочной системы управления страной. Но, опять же, госаппарат позволяет им воровать в свое удовольствие, безнаказанно нарушать законы, "беспредельничать" на подвластных территориях.
Аналитики центра социальных исследований "София" для описания аналогичного явления предлагают термин "гражданский анархизм", под которым понимается пренебрежение и даже саботаж большей частью населения своих гражданских обязанностей.
У "тихого бунта" есть своя идеология, которая моделирует поведение большинства населения. По сути, это нечто среднее между идеологией свободного предпринимательства и индивидуализма а-ля "американская мечта" и "опущенностью" "латиноса", который, убежав из родной деревни, готов за кусок хлеба торговать своей задницей в гей-клубах Лос-Анджелеса.
Эта идеология оправдывает, обосновывает и воспевает асоциальное поведение граждан, равно как и их социальную и гражданскую пассивность. И наоборот, те люди, которые занимают "активную политическую позицию" изображаются в лучшем случае как "отморозки" и недоумки. Идеология "тихого бунта" отрицает необходимость проведения каких-либо акций гражданского или, тем более, вооруженного неповиновения, проповедует опору на собственные силы и презрение к государству, политикам и традиционным нормам социального поведения. Главный канал распространения этих идей - массовая культура, современный фольклор и, даже, в какой-то степени, официальная пропаганда украинского государства.
В результате нарушением "нормы поведения" становится не, скажем воровство или мздоимство, а призывы к активному социальному протесту. Посему, какой-либо пламенный революционер, призывающий народ "к бунту", воспринимается окружающими также как Сергей Ястржембский, рассказывающий о харизме Путина в лагере чеченских ваххабитов. То есть - как полоумный или просто враг.
Скажем, для безработного инженера, который подрабатывает, "рысача" на собственном автомобиле по улицам того же Донецка, врагом выступает не те, кто лишил его работы, а пенсионеры, которые перекрыли дороги и мешают ему зарабатывать деньги. Эту особенность психологии прекрасно прочувствовал и описал Федор Достоевский в своих "Записках из мертвого дома" (середина прошлого века): люди славянской ментальности направляют свой гнев не на истинную причину своих страданий, а на ближайшего носителя зла.
Господство идеологии "тихого бунта" в обществе является почти тотальным и усиливается со временем. Именно она лучше всяких ОМОНов защищает нынешний режим от народного недовольства. Поэтому, пока госаппарат будет закрывать глаза и даже в какой-то степени поощрять "тихий бунт", ему ничего не грозит. Пока необъявленная война народа против собственного государства (и наоборот) не достигнет угрожающих масштабов.
Уже сейчас "тихие бунтари" (недавно почти безвредные для окружающих), воруя металлолом, пускают под откос поезда, вызывают аварии на заводах, отравляют целые районы токсичными отходами. Разграбленные невидимыми повстанцами предприятия уже никогда не встанут на ноги. Сотни народных мстителей, занимая ответственные посты в госаппарате, уничтожают его изнутри, перекладывая к себе в карман бюджетные средства.
От "тихого бунта" страдает и частный бизнес. Модель поведения, выраженная пословицей "сколько у государства не воруй, все равно своего не вернешь" автоматически переносится клерками крупных бизнес-структур на свои компании, которые также как и государство жестоко страдают от повального воровства и корпоративной коррупции. Банкиры рассказывали историю, когда учредители одного из украинских банков по доносу простого банковского клерка обнаружили, что их банк оказался на грани разорения из-за строительства нового офиса. Разобравшись, установили причину - каждый второй кирпич, выписанный на строительство офиса, уходил на самом деле на строительство коттеджей топ-менеджменту банка, начиная с его директора.
Однако наиболее типичный пример (пусть от наших соседей, из российской современности) - это пожар на Останкинской телебашне. Пожарные "опосля" заявляли, что нагрузка на кабельное хозяйство башни превысила предельно допустимую еще в середине 90-х годов. То есть, они все знали, но почему-то ничего не предпринимали. Почему - не суть важно. То ли в знак протеста против нищенской зарплаты, то ли из патриотических побуждений, то ли просто получили мзду от пейджинговых компаний. Важно то, что какой-то ничтожный московский пожарный чиновник, наплевав на свой служебный долг (типичный акт "тихого бунта"), сумел спалить целую телебашню, а несколько тысяч вооруженных революционеров во главе с генералом Макашовым в 1993 году не сумели проникнуть даже в застекленный вестибюль расположенного по соседству с башней телецентра. Это к вопросу о том, какой бунт опаснее.
Другими словами, рано или поздно, государство будет вынуждено наводить порядок и перекрывать для собственного населения возможность партизанить. И вот тогда-то народ может взбунтоваться основательно и по-взрослому. Тогда-то он может вспомнить и про права человека, и про "Украину, которую мы потеряли" и про "жидов-олигархов" у власти. Правда, вспомнит не сразу. Инерция идеологии "тихого бунта" будет сказываться еще некоторое время, но постепенно выветрится.
Стране уже сейчас следует быть готовым к такому повороту событий. Вариант его избежать существует лишь только в том случае, если государство устроит радикальную чистку собственного аппарата управления, создаст нормальные условия для легальной жизнедеятельности населения и, главное, сможет сформулировать и предложить обществу новую позитивную идеологию поведения, которое заменит деструктивную и тупиковую по сути идеологию "тихого бунта".
Сентябрьские события в Донецке, когда несколько сот пенсионеров несколько раз перегораживали дороги в центре города более всего поразили удивительным бессилием властей. ОМОН, СБУ, МВД и прочий джентльменский набор карательных органов ничего не смог сделать против небольшой группу распсиховавшихся стариков. Даже армейские части по тревоге подняли. Для тех, кто видел, как эти "акции протеста" проходили на самом деле - эта паника просто смешна. Правда, некоторые задавались вопросом: а что было бы, окажись на месте пенсионеров несколько тысяч голодных и злых шахтеров?
Дело не в том, что бунтовщиков никто не разогнал дубинками - это-то как раз сделать проще простого. Вопрос в том, что никто не смог предотвратить их акцию. Ладно, когда первый раз в дороги перекрывали - это можно было бы назвать стихией. В Киеве тогда не на шутку перепугались и предписали строго настрого донецким властям найти и наказать виновных. В Донецке тоже перепугались и виновных нашли. Им, по мнению правоохранителей, оказался известный профсоюзный лидер Юрий Пивоваров. Пивоварова арестовали (правда, формально, по-другому поводу) и доложили в Киев, что зачинщика обезвредили. Однако буквально через несколько дней все повторилось сначала. На сей раз пенсионеры перекрыли уже две улицы и никто им не решился испортить удовольствие.
Однако как долго продолжится эта идиллия? И не увидим ли мы однажды, проснувшись утром, что госаппарат исчез, милиция сидит по домам, торопливо срезая с униформы знаки отличия, а в стране уже совсем другие хозяева? Так уже бывало в нашей истории - в 1917 году и в 1991. Оба раза, кстати, совершенно неожиданно для большинства народонаселения страны.
Насколько действительно сегодня существует в обществе потенциал для массовых акций протеста? Насколько к ним готов народ и политики? Этот вопрос уже задавался социологам. Вот их мнение.
 Евгений Копатько, директор Донецкого информационно-аналитического центра
Проведенные нами замеры по частоте различного рода душевных переживаний населения Донецкого региона показывают, что в последнее время абсолютно преобладают такие чувства, как тревога и раздражение, с дополнениями чувства подавленности и гнева. Такое психологическое состояние общества таит в себе большую опасность, провоцируя повышенную агрессивность и антисоциальные действия. В этом плане акции протеста в Донецке абсолютно неудивительны. Однако, на сегодняшний день, большинство населения региона предпочитают выражать свой протест в пассивных формах (неуплата налогов, пренебрежение своими гражданскими обязанностями), а не устраивать акции неповиновения или, тем более, вооруженные восстания. По данным наших исследований, 69% респондентов не будут участвовать ни в каких акциях протеста. 23% заявили о своей готовности участвовать в митингах, демонстрациях, забастовках, пикетах и только 1,5% заявили, что могут принять участия в вооруженном восстании. Это объясняет крайне ограниченный характер протестных выступлений в последнее время при общем недовольстве населения своим положением.
Главная причина этого - в незаинтересованности основных участников украинской политической игры в раскачивании ситуации. Другими словами, акции протеста некому организовывать (в "стихийность" акций протеста я не верю). Если бы такие организаторы появились, то сразу же нашлось множество охотников попротестовать. Кстати говоря, то, что в акциях протеста участвовали в основном пенсионеры, объясняется тем, что как раз у них нашлись организаторы - лидеры левых движений, которые на прочие возрастные слои населения влияния не имеют. Второй важный фактор - отсутствие в обществе идеологии, которая бы объединяла широкие слои населения в его протесте и оправдывала бы самопожертвование для достижения нужной цели. Однако, я хочу отметить, что данная ситуация отнюдь не является статичной и может со временем измениться. Очевидно, что столь значительный протестный потенциал в нашем обществе не может оставаться невостребованный бесконечно. Рано или поздно найдутся силы, которые им воспользуются. Подходящую идеологию найти нетрудно. Например, у нас в Донецке это может быть идея воссоединения с Россией и отстаивания прав русского языка. Во Львове - идеи прямо противоположные. Поэтому в данной ситуации руководство страны должно проводить крайне взвешенную политику, идти на диалог с протестующими группами, а также всеми силами пытаться урегулировать спорные вопросы, которые могут стать катализаторами протеста (например, языковый вопрос). Что касается ближайшего будущего, то я прогнозирую дальнейшую эскалацию акций протеста. Ведь ситуацию может взорвать любое событие. Например, вероятные отключения зимой электроэнергии и отопления. Большинство населения, правда, к этому будет по-прежнему относиться индифферентно, однако даже если в акциях примет участие упомянутый выше 23% "протестный слой" - это уже очень значительные масштабы.

 

Александр Стегний, руководитель отдела социально-политических исследований центра "Социс" (Киев)
Я считаю, что на самом деле на сегодняшний день в обществе нет серьезных предпосылок для эскалации социальной напряженности. Экономическая ситуация в стране сейчас выравнивается. Ликвидирована задолженность по пенсиям. Положение с заработной платой также далеко уже не такое катастрофическое как раньше. Идет подъем производства, реализуются новые проекты, который создадут или позволят сохранить многие рабочие места. Конечно, это не означает, что проблем в обществе вообще нет. Остается все-таки очень серьезная проблема с пенсионерами, с низким размером их пенсий, но возможно, они будут повышены. Также очень болезненная проблема - это положение на предприятиях госсектора, прежде всего, убыточных. В первую очередь, здесь надо сказать об угольных шахтах: проблема реструктуризации этой отрасли действительно является очень тревожным моментом, который провоцирует протестные выступления. Но эта проблема также решаема со временем. Еще одно опасное место - это возможные катаклизмы в ТЭКе зимой, связанные с отключением электроэнергии и перебоями в теплоснабжении. Они могут выступить как очень сильный катализатор социальных волнений. Но, как заявляет правительство, ситуация в энергетике сейчас нормализуется и серьезных перебоев быть не должно. Это что касается экономики. Что касается политических причин, то их также не просматривается. Ради чего разогревать ситуацию? Ради отставки правительства? Но у Ющенко сейчас самый высокий рейтинг из всех премьеров за последнее время. Отставка президента также нереальна. Отставка парламента - бессмысленна. Сейчас, наоборот, политическая ситуация вступает в полосу стабильности и делать какие-то резкие движения сегодня никто не хочет.
Также довольно тяжело просматриваются и лозунги, под которыми это будет все проходить. Действительно, на востоке Украины это может быть какие-то пророссийские идеи, русский язык и тому подобное. Но Россия сейчас не является той страной, который представляет собой позитивный пример - техногенные катастрофы, Чечня - это все серьезно ухудшает отношение населения к идеям "братства славян". Языковая же проблема для населения не является на самом деле важнейшей и на бытовом уровне практически незаметна.

 

 Один из бывших лидеров шахтерского движения Донбасса
Когда началась заваруха с перекрытием дорог в Донецке, то всех нас, кто имел или имеет отношение к рабочему движению в Донбассе, начали прощупывать - как настроены мы и как настроены массы. Но это просто глупо. Я не думаю, что сейчас кто-то поднимется на акции протеста, как это было, скажем, в 1996 году или тем более в 1993. В этом никто в регионе не заинтересован. Разве что Киев спровоцирует волнения, что бы кого-то в Донбассе "подвинуть". А сами шахтерские лидеры, без сильной "крыши" народ поднимать не будут - их сразу же разорвут "органы". К тому же сейчас на шахтах в регионе далеко не однозначная ситуация. Произошло очень большое расслоение. Есть шахты, которые живут очень неплохо, где шахтеры получают больше тысячи гривень в месяц, причем вовремя, а есть шахты, где полный бардак. На этих шахтах люди, конечно, злые, но опять же, самое большее, на что они решаться - это пойти небольшими группами в Донецк или в Киев, постучать касками или поголодать. Ничего более. Сейчас вообще народ стал очень гнилой и трусливый, если сравнивать с советскими временами. Если сейчас придти на шахту и начать раздавать "калаши" ребятам-шахтерам, которые уже полгода не получают зарплату, то они все от страха наложат в штаны и разбегутся по домам, а потом еще и настучат на тебя ментам или в СБУ.

 

Эффективность целевого управления 
Гипотетическая эффективность функционирования механизма целевого управления по конечным результатам социальными объектами во всех трех организационных сферах видится следующим образом. 
Если глобальная цель общества - повышение уровня человеческого развития (включая также уровень самореализации личности в трудовой деятельности), то индекс человеческого развития, предложенный программой развития ООН, может служить, например, оценкой конечных результатов деятельности персонала администрации президента, парламента и кабинета министров. Причем у каждой из этих структур должны быть свои средства достижения этой цели. 
Совсем нетрудно увидеть, что структуризация этой цели и доведение ее, скажем, до базисного уровня административно-государственного управления выльется в необходимость выявления степени удовлетворенности потребностей населения по тем направлениям, которые находятся в компетенции местных органов власти. В этом случае вся вертикаль власти начнет, так или иначе, поворачиваться лицом к нуждам населения страны. До сего времени она отделена от них клановыми интересами именно из-за отсутствия социального контроля снизу за деятельностью персонала соответствующих органов. 
В сфере материального производства механизм целевого управления по конечным результатам может стать тем средством, которое обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции благодаря организованному, целесообразному труду персонала, любой производственной единицы, ибо оценка конечных результатов трудовой деятельности строится на полезности затрат рабочего времени в рамках достижения ее целей. 
В сфере духовного производства, в частности образовании, квалиметрическая оценка, например, уровней знаний (навыков, умений), творческого, нравственного и физического развития и здоровья учащихся позволит отслеживать конечные результаты деятельности как просветительских коллективов и отдельных педагогов, так и персонала соответствующих органов управления. Используя механизм целевого управления по конечным результатам можно добиться существенных успехов в этом деле, если по указанным параметрам оценивать в квалиметрическом измерении не только уровень развития дошкольников, школьников и студентов, но и государственных служащих и другого персонала при аттестации. 
Таким образом, необходимость оздоровления славянских наций в нравственном и физическом отношении, строительство демократических обществ и социально ориентированных экономик требует поиска неординарных путей создания новой парадигмы управления на пороге XXI в., базирующейся на целевом подходе к управлению формированием, развитием и использованием человеческого капитала. Разработки такой парадигмы силами ученых - философов, экономистов, социологов, психологов - уже ведутся, в частности в Украине. Дело за политиками и общественными деятелями. 

 

Краткие выводы
Великая депрессия 1929-1933 гг., грозившая тогда разрушить капитализм как общественную формацию, выдвинула на авансцену истории две выдающиеся личности - практика в сфере государственного управления и ученого в области теории управления экономикой. Речь идет о Франклине Рузвельте, возглавившим в 1933 г. администрацию США, и Джоне Кейнсе, известном английском ученом-прагматике в области экономики и управления. 
Первый, провозгласив "Новый курс" (воплотивший наряду с другими и идеи Дж.Кейнса), сумел не только консолидировать вокруг него обе ветви государственной власти (законодательную и исполнительную) и все общество, но и с железной выдержкой и удивительной целеустремленностью реализовать этот курс. Второй на основе глубокого экономического анализа создал научную базу реформирования стихийного рынка путем включения государства в процесс его регулирования по самым различным направлениям. 
Последовавшие за Ф.Рузвельтом правительства стран Западной Европы (кроме Германии, которая пошла своим путем) с учетом рекомендаций Дж.Кейнса преодолели кризис в своих странах, чем-то напоминающий по своим проявлениям нашу сегодняшнюю ситуацию. 
Может быть, нам тоже необходимы свои Рузвельт и Кейнс? Видим ли мы их среди стремящихся взойти на вершину власти и ученых, предлагающих решения, которые затрагивают коренные проблемы реформирования не только экономики, но и всего украинского общества?

 

Октябрь, 2000
 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59