SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
08/17/17 09:33:46
 
Главная
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Голосование
Нравится ли вам сайт
 
Аналитические материалы
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРА СКРЫТНОСТИ В НОВОЙ ВОЙНЕ
 
Статьи
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
 
Это любопытно
ЖЕЗЛЫ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
 
Ссылки

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК ВЫСШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

 

            Судя по многим признакам, время на рубеже веков и тысячелетий для Украины можно обозначить как "момент истины". Один из признаков - стремление людей организоваться для того, чтобы выяснить истинное положение дел в стране, определить цель своей жизнедеятельности и направить свои объединенные усилия на ее реализацию. Более 100 политических и несколько сотен общественных организаций уже заявили об этом своем стремлении в программах, уставах, публично.
            Вопрос в том, кого, какую часть, общественные группы, слои общества они представляют, чьи интересы отстаивают, кто их поддерживает,  т.е.  - какова социальная база этих организаций и так ли отличаются интересы этих групп и слоев, что им нужно столько представителей? Возможно, истина заключается в том, чтобы выявить общие интересы и определить общую цель, объединить усилия всех тех, чьи интересы и цели совпадают в главном, существенном, значимом.
            Представления людей о том, что для них важно, нужно, существенно раскрывается в понятиях "ценность", "благо", "добро", "счастье" и др. Близость этих понятий обусловлена тем, что они связаны с потребностями и интересами людей, их устремлениями и желаниями, их целенаправленной деятельностью по удовлетворению своих потребностей, реализации интересов. Наиболее общим понятием является "ценность".
            Ценность - это существенное, значимое для  человека (социальной общности) в предметном или идеальном мире для удовлетворения потребностей людей. Ценность -  одновременно и субъективное, и объективное явление, т.к. существенное, значимое для человека может содержаться и в нем самом как существе живом, сознательном, действующем, социальном, так и в окружающей действительности - в природной и социальной среде,  в материальной и духовной культуре, созданной многими поколениями людей. Представления  о ценностях  - основа мотивации социальных действий личности, социальной общности.
            Благо - почти синоним "ценности", то, к чему стремится человек, то, что ему нужно, то, что имеет для него определенный положительный смысл; блага могут быть субъективного свойства, т.к. то, что   нужно человеку, может находиться в  нем самом (телесное и духовное), и объективно существовать в  окружающей действительности. Отличие блага от ценностей состоит в том, что благо для себя определяет только сам человек, а ценность того или иного явления не всегда осознается человеком как благо для себя.
            Понятие "добро" и "счастье" имеют только субъективный характер. Это  - сфера сознания, его моральный аспект.
            Добро - нравственно-оценочная категория, она отражает оценки поступков людей с точки зрения должного, морального, реального социального значения действий  людей для их совместной жизни, содержит предписания  по поводу сохранения уже достигнутых положительных результатов в предшествующем общественном развитии и преодолению негативных последствий социальных действий, а также определяет цели дальнейшего прогресса.
            Счастье - также категория, отражающая состояние морального сознания, это - состояние удовлетворительности от осуществления поставленных целей, от достижения желаемого в себе самом или в окружающем мире, полнотой и осмысленностью жизни, осуществления своего человеческого, социального предназначения через собственную деятельность и общение с другими людьми в определенной социальной общности.
            Счастье - чувственно - эмоциональная форма идеала, идеального образа цели деятельности, создаваемого в индивидуальном или общественном сознания  до начала деятельности. 
            Представления  о ценностях различны у разных людей, социальных общностей, они изменяются со сменой поколений и эпох, зависят от многих обстоятельств - внутренних, связанных  с развитием каждого человека, и внешних, обусловленных природной и социальной средой, временем, в котором живет человек.
            Однако, есть так называемые "вечные ценности", которые научная мысль человечества выявляла во все  времена человеческой истории, и высшая среди них -  человеческая жизнь.
            Аристотель,  например, считал, что человеческая жизнь - это высшая ценность, которая превосходит все другие ценности, а цель и смысл человеческой жизни - разумная деятельность, направленная на достижение поставленных целей; высшая цель человека - достижение счастья (блага, "арете"), сущность которого - умение человека выявить и проявить в своей деятельности и  общении с другими людьми  свою функциональную значимость для социальной общности, в которой он живет (семья, община, полис), и свои моральные достоинства (мужество, бескорыстие, великодушие и др.); высшая ступень счастья - созерцание (занятие философией). [1].
            Идеи Аристотеля о человеческой жизни как высшей ценности с новой силой зазвучали в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.), в творчестве деятелей Просвещения (XVII - XVIII вв.), в немецкой классической философии (XVIII - XIX вв.),  в социологической теории марксизма. Основатели этой теории считали, что первый основной факт, который необходимо учитывать при анализе социальной действительности и рассматривать как предпосылку человеческой истории,  - наличие и развитие человеческой общности, человечества, наличие живых людей, их деятельность, отношение ко всей остальной природе и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми в природе или получают от предыдущих поколений людей, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии "делать историю". История человечества - это создание и воспроизводство жизни людей, во-первых, собственной, путем труда, в процессе которого изменяются сами люди, раскрываются их способности и жизненные силы, создается определенный способ общения, взаимоотношений и сотрудничества с  другими людьми, тот или иной тип социальной ассоциации; и во-вторых, создание чужой, другой жизни  путем рождения новых людей. Производство и воспроизводство человеческой жизни проявляется как двойственное отношение: с одной стороны, природное, а с другой - социальное. [2, 18-29].
            Что такое человеческая жизнь и действительно ли она является высшей социальной ценностью?
            Понятие "человеческая жизнь" не нашло пока достаточно полного толкования в научной литературе, его значение как бы подразумевается  в понятиях "человек" и "жизнь", как жизнь человека.
            Человек - это часть живого вещества биосферы, высшая ступень  в развитии живых организмов на Земле, живая целостная система, разумное, социальное существо, единство физического и духовного (телесной организации, органов чувств - "души" и разума), природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. (Аристотель,  Гердер,  Гегель, В.И. Вернадский и др.)
            Жизнь - направленное развитие материи - энергии, бытие материи, форма существования живого вещества (живых объектов) материи, биосферы. (Б.А. Астафьев, В.И. Вернадский).
            Человеческая жизнь - целенаправленное  развитие и деятельность человека, его бытие: материальное (телесное), идеальное (сознание: абстрактно - логическое, чувственно - эмоциональное), материально-идеальное (сознательная целенаправленная волевая  деятельность  и взаимодействие с другими людьми).
            Условия человеческой жизни:
1.         Субъективные, внутренние: жизненные силы человека (физические,  интеллектуальные, эмоциональные) и способности к социально-значимой деятельности, врожденные и приобретенные в процессе социализации;
2.         Объективные, внешние: материальные (природная и предметно - материальная культурная среда), социальные (социальная среда, вся совокупность общественных отношений: экономических, социальных, в сфере духовной жизни, национальных и т.д.) обеспечивающие зарождение, сохранение и развитие этих  их  сил   и способностей и их реализацию в практический социально-значимой деятельности.
Внутренние и внешние условия человеческой жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, выражением их взаимосвязи являются человеческие потребности и интересы.
Потребности - это нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности человеческого организма, человеческой личности, они носят объективный характер, проявляются (обнаруживают себя) в неосознанных влечениях, являются внутренними побудителями мотивации поведения личности и ее социальной активности.
Потребности людей разнообразны: природные  (материальные), те, удовлетворение которых необходимо для формирования, сохранения  и воспроизводства человека как биологического вида,  как живого существа (еда, питье, одежда, жилье, существо другого пола и т.д.); духовные - для формирования и развития человека как существа разумного, эмоционально-чувственного (познание,  моральные, эстетические и т.д.); социальные - в общении с другими людьми, включении в систему общественных связей, социальных отношений.
Связь людей друг с другом обусловлена и  природными, и социальными факторами. Они объединяются, во-первых, для продолжения человеческого рода, производства других людей, размножения и, во-вторых, потому, что отдельно взятый человек не может удовлетворить свои потребности самостоятельно, а только в  общении с другими людьми, обмениваясь с ними предметами и средствами для удовлетворения  своих потребностей.
Характер и количество потребностей  зависит от внутренних и внешних условий  человеческой  жизни. Источник  развития потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, расширение социальных связей. Потребности человека в процессе его жизни возрастают, т.к. удовлетворение одних ведет к зарождению новых. Складывается определенная иерархия потребностей - от относительно элементарных (материальных) к духовным и социальным, высшим проявлением которых является  потребность в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой социально-значимой  деятельности.
Из настоятельной необходимости общаться с другими людьми возникает человеческое сознание и речь. Сознание вначале есть осознание ближайшей окружающей среды и связи с другими людьми и вещами. И человек, и его сознание с самого начала является общественным продуктом, а человеческая жизнедеятельность имеет социальный характер.
Как существа, одаренные сознанием, люди действуют обдуманно. Потребности проходят через их голову и приобретают характер сознательных устремлений, интересов.
Интерес - это более высокая ступень связи человека с окружающим миром, чем потребность. Именно интерес как осознанная потребность побуждает человека действовать, ставить цели и стремиться достичь их, общаясь с другими людьми.
Жизнь существующих людей начинается с того, что они активно действуют: ставят цели, напрягают  жизненные силы (прилагают волевые усилия), мобилизуют свои способности, овладевают известными им  предметами окружающего мира или сами создают необходимые им предметы и  таким образом удовлетворяют свои потребности, реализуют свои интересы, достигают поставленные цели.
Основа мотивации социальных действий людей - их представления о   ценностях. Для каждого конкретного человека ценностью является прежде всего его  собственная жизнь и ее условия: внутренние и внешние.
Человеческая жизнь как ценность одновременно имеет и субъективный, и объективный характер, является и самоценностью и социальной ценностью.
У каждого человека складывается свое, индивидуальное представление о том, что для него нужно и важно, своя система и иерархия ценностей. Для того, чтобы он мог жить, ему нужны его жизненные силы, способности, возможность действовать и удовлетворить свои потребности, такая окружающая  среда, в которой он мог бы жить и реализовать свое человеческое предназначение, самореализоваться как человеческая личность. На различных этапах жизни человека и в различных обстоятельствах те или иные ценности выдвигаться на  передний план, складывается определенная иерархия ценностей, но при этом остается осознание самоценности своей жизни как таковой.
Человеческая жизнь одновременно является и объективной социальной ценностью, т.к. человек с самого начала своей жизни является членом какой-либо социальной общности, связан с нею своей жизнью и деятельностью и сама эта общность - результат жизнедеятельности и взаимодействия людей. Однако,  в рамках этой общности сохраняются различия между людьми, вначале естественные: жизненные силы и способности, поло - возрастные, а затем и социальные: по месту в системе общественного разделения труда, роли в общественном производстве, в создании и распределении общественного богатства, что порождает различия в возможностях удовлетворять свои потребности, различные интересы. Это обстоятельство, а также то, что соединение людей в общность порождает общие для всех потребности и интересы, общую систему ценностей - социальную, порождает необходимость социальной регуляции ценностных ориентаций и социального поведения людей в интересах сохранения их социального единства, самой социальной общности.
Система социальных ценностей: люди, человеческая жизнь в единстве жизненных сил и способностей, социально значимой деятельности; предметный и идеальный мир, созданный всеми поколениями людей, - материальная и духовная культура; общественная связь людей, все формы общественных отношений, система самоорганизации людей в социальную целостную систему и общественные институты, составляющие эту систему и обеспечивающие социальную регуляцию (в эпохи цивилизации - государство и другие социальные  институты); социальные общности (ассоциации), национально-этнические общности.
Высшая социальная ценность - человеческая жизнь, все другие ценности создаются, сохраняются, развиваются людьми; характер и масштабы общественного богатства (ценностей материальной  и духовной культуры)  зависят и от количества людей, составляющих ту или иную общность, и от жизненных сил и способностей, сознательной целенаправленной социально-значимой деятельности  каждого человека; общественная связь создается в процессе общения людей, обмена результатами их деятельности.
В процессе своей жизни люди воспроизводят свою собственную жизнь и создают новые жизни, обеспечивают продолжение человеческого рода, жизнь человечества.
На протяжении человеческой истории формировались, распадались, переходили в новое качество различные формы социального единства людей, социальные ассоциации: семья, социальная группа, община (поселение), гражданское общество; социально-этнические общности: этническая группа, народ, нация, наднациональные сообщества.
Только на начальных этапах этой истории, в условиях первобытного строя, когда основной формой социального единства была семья, а потом род, племя, союз племен, разделение общественного труда было естественным, природным, а общественное богатство - общим достоянием, внутренние противоречия в социальных общностях регулировались обычаями, традициями, нормами морали, представлениями о должном, добре и зле на благо всех членов этой общности, само это  единство воспринималось людьми как естественное, природное. Ценность каждой человеческой жизни была столь же очевидна для общности, как и для каждого человека - очевидна ценность его объединения с другими людьми. Семья пронесла это соотношение через все последующие этапы человеческой истории.
В эпохи цивилизации противоречия внутри социальных общностей обостряются, приобретают характер социальных антагонизмов, т.к. объединяют людей и социальные группы, классы  с различными и даже противоположными интересами, что обусловлено углублением общественного разделения труда, появлением частной собственности и имущественного неравенства, характером и размерами общественного богатства, способами его создания и распределения между членами общества. Общественные отношения строятся таким образом, что одни группы людей удовлетворяют свои потребности за счет других людей, присваивают  себе результаты их труда, сами эти отношения  приобретают форму вещей, происходит разобщение, разъединение людей, их отчуждение и  самоотчуждение друг от друга, борьба между различными группами и классами. Универсальной вещью становятся деньги, они же становятся и универсальным воплощением общественного богатства.
Возникает необходимость в специальных институтах для социальной регуляции внутри этого антагонистического единства, основной из них - государство и созданная им система норм и правил поведения  людей - право. Мораль как регулятор общественных отношений сохраняется, но приобретает классовый и подчиненный по отношению к праву характер.
Государство призвано защищать общие для всего общества интересы, предотвращать уничтожение одной части общества другой в их взаимной борьбе, объединять все классы и группы в определенную социальную целостность. Однако, эту свою социальную задачу государство способно решать лишь отчасти и в определенные моменты. В антагонистических ассоциациях оно становится органом власти тех классов и групп, которые господствуют в экономике, владеют основной массой общественного богатства, защищает собственников различными способами: принуждения, насилия, манипулирования общественным сознанием. В сознание людей внедряются те ценностные ориентации, которые выгодны господствующим классам.
Человеческая жизнь как таковая уже не воспринимается как социальная ценность. Об этом откровенно заявил выдающийся ученый и одновременно идеолог рабовладельческого строя Аристотель. Выдвигая идею о том, что человеческая жизнь - высшая ценность, он подразумевал жизнь только одной части общества своего времени - рабовладельцев, свободных, греков. Рабы - "не греки", "варвары" не могли быть людьми, гражданами, иметь права свободных людей, своего "арете". Как создание природы раб - не животное, но в системе общественных отношений рабовладельческого общества он - собственность, "живое орудие труда", без которого, как и без неживых орудий, невозможно существование свободных людей; социальная роль раба - создание материальных благ для "людей" - свободных граждан, создание условий для  реализации их "арете". [1].
Вся история человечества в эпохи цивилизации показала, что представления о ценностях у собственников, у государства, которое их охраняло, прямо противоположны истинным ценностям. Трудом многих поколений людей создавались огромные богатства  материальной и духовной  культуры, но их присваивали  и ими распоряжались немногие. Целью общественного производства стало богатство само по себе и, прежде всего, материальное и его универсальный эквивалент - деньги, что несло в себе угрозу гибели самой цивилизации.
К этому выводу пришла научная мысль уже в ХІХ в. В частности, независимо друг от друга такой вывод сделали американский ученый, этнограф, историк Дж.Л.Морган и немецкий философ, один из основателей марксизма Ф.Энгельс. Они оба восхищались человечностью древнего, родового строя. Морган отмечал, что с наступлением цивилизации рост богатства стал таким огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им в интересах собственников таким умелым, что это богатство "сделалось неодолимой силой, противостоящей народу", и "человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим собственным творением" [3, 177-178].
Ф.Энгельс (как и К. Маркс) сделал вывод, что основой  цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, что ее развитие крайне противоречиво.
В эпохи цивилизации были совершены огромные преобразования, достигнут величайший прогресс в развитии материальной и духовной культуры, но это было достигнуто не путем развития и раскрытия всех жизненных сил людей, а прежде всего, и главным образом, благодаря  стремлению к богатству отдельных людей. Он писал:  "Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня;  богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства". [3, 176-177].
В обоих случаях - и у Моргана и в марксизме были сходные идеи по поводу того, как человечество может изменить существующий  порядок вещей, - созданием принципиально иной социальной ассоциации. Морган верил, что настанет время, когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством, а человечество сможет перейти на высшую ступень общественного развития, создать такую ассоциацию, в которой установятся гармонические отношения между людьми на основе справедливости, свободы, равенства, братства, когда благодаря науке, образованию, демократии в управлении будут установлены границы прав собственников, изменится отношение государства к собственности, которую оно охраняет, завершится тот исторический период, единственной конечной целью которого является богатство, новое общество будет возрождением, но в  высшей форме, свободы, равенства и братства древних родов.
В марксизме эта новая ступень общественного развития определяется как "коммунизм". При этом коммунизм рассматривается как основной результат положительной деятельности людей по созданию новой социальной ассоциации. Это будет "всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил; развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других; полное  уничтожение классов и противоположностей между   ними, всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же..., слияние города с деревней". В этой ассоциации каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях, а свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. В ней соединится трезвость и практичность капиталистического общества с заботой древних ассоциаций об общем благе членов общества. [3, 404; 4, 554].
Почему же эти привлекательные идеи не  были реализованы на практике, в частности, в нашей стране, где коммунистическая идеология  была идеологией правящей партии и советского государства? Причин много,  одна из них та, что в коммунистической идеологии есть и другие  идеи: насильственной ломки существующего  общественного строя путем социальной революции, установления диктатуры пролетариата, революционного насилия по отношению к тем общественным классам, которые сопротивлялись этой ломке, "деспотического вмешательства" в отношения внутри гражданского общества, в частности, в отношения собственности (национализация, экспроприация частной собственности), "уничтожения классов". И, хотя это "уничтожение" рассматривалось как ликвидация различий и противоположностей у общественных классов, сама идея насильственного господства одного класса,  хотя и самого обездоленного в условиях капитализма, имела крайне  тяжелые последствия для нашей страны, т.к. воплощение идеологии коммунизма  в практике советского государства на  долгие десятилетия задержалось именно на этой идее.
Советское государство было  жесточайшей диктатурой по отношению к тем общественным классам и группам, которые  считались непролетарскими, - основной массе крестьянства, интеллигенции, а в определенные периоды и к рабочему  классу, который официально провозглашался основным субъектом советской власти. Это было репрессивное государство, причем жертвами политических репрессий становились не только отдельные личности, группы людей, но и целые общественные слои: "старая интеллигенция", зажиточные крестьяне ("кулаки", "середняки"), нации, народы, этнические группы - десятки миллионов человеческих жизней.
Государство различными способами внедряло  в общественное сознание такую систему  ценностей, которая отвечала интересам тех групп, которые это государство олицетворяли, - правящей политической элиты. В этой системе высшей ценностью объявлялась сама эта элита, ее "вожди", государство. Манипулирование общественным  сознанием достигало своих результатов. Вот только один пример, слова пионерской  песни:
"Смело мы в бой пойдем за Власть Советов
И как один умрем в борьбе за это...".
Однако, советское государство не могло бы  продержаться почти столетие (учитывая, что оно существует и поныне), если бы хотя бы в определенной мере не отражало интересы всего общества. И оно их отражало. Было создано мощное материальное производство, накоплены огромные ценности материальной и духовной культуры, создана система образования и медицинского обслуживания, доступная для всех членов общества и т.д. Однако система  власти и управления в конечном счете оказалась не в состоянии обеспечивать дальнейшее прогрессивное развитие  общества. Глубокий кризис  власти закончился ее развалом, что имеет и отрицательный, и положительный результат. Положительный заключается в том, что общество получило возможность организовать свою жизнь по-новому, ориентируясь на те ценности, которые обеспечат возможность его дальнейшего прогрессивного развития.
Анализируя собственный положительный и отрицательный опыт, а также опыт других стран, следует признать, что проблема ценностей так же актуальна и для тех народов, где развитие шло по ценностным ориентирам капиталистической цивилизации: богатство, накопление капитала,  обогащение отдельных индивидов за  счет народа, одних народов  за счет других. Это богатство достигалось тоже ценой миллионов человеческих жизней - собственного народа в условиях диктаторских режимов, его же  и других народов в многочисленных войнах, в том числе двух мировых, в которые их втягивали государства с разными политическими режимами, в том числе демократическими.
Объединенный разум человечества ищет выход из такого положения. научная мысль многих народов уже в ХІХ в., а затем и в ХХ в. пришла к выводу, что  человечество идет к новому качеству, к новой эре в своей истории. Это будет "эра человека" (Ч.Дарвин, Уоллес, де Монне, Ламарк, Ж.Б. Дюма, Д.Д. Дан, А.П. Павлов, Л.Агассис, Бюфофон, Ле-Конт, К. Шухерт, В.И. Вернадский и др.).
Наш всемирно известный соотечественник  В.И. Вернадский и другие ученые определяли эту эру как ноосферу, которая, по их мнению, началась уже в ХХ в.
Ноосфера - это новое состояние биосферы, результат ее эволюции, когда человек, человечество в целом становится в ней крупнейшей геологической силой, когда человек может и должен своей научной мыслью и трудом коренным образом перестроить сферу своей жизни в своих интересах, перед  ним открываются все более широкие творческие возможности для собственного расцвета, когда перед цивилизованным человечеством стоит вопрос  о преобразовании всей биосферы в интересах свободно мыслящего человечества  как единого целого, способного использовать все богатства общечеловеческой материальной и  духовной культуры, идеалы и опыт демократии на благо каждого человека. [5].
Стал ХХ век началом ноосферы или им  будет новый, ХХI в., настанет ли она в обозримом будущем покажет время. Вместе с тем в конце ХХ в. уже появились некоторые признаки осознания объективных тенденций общественного развития в общественном сознании и в центрах принятия  политических решений. В частности, специалисты ООН, Всемирного   банка и других международных организаций, политические лидеры многих стран широко используют термины:  личный фактор, человеческий, гуманитарный, социальный, интеллектуальный капитал (потенциал) для определения одной из форм общественного богатства, значимость которой возрастает; определяются показатели качества  этого капитала, вычисляется его индекс в различных странах - ИЧР (индекс человеческого развития).
Преимущественное использование термина "капитал" по отношению к  людям не случайно, т.к. люди рассматриваются, главным образом, в качестве создателей общественного богатства и только как одна из его форм наряду с такими как деньги, облигации, акции, материальные блага. Ценность человеческого капитала определяется тем, насколько он способен приносить доход, а его качество такими показателями как врожденные способности, таланты людей, состояние здоровья, долголетие (ожидаемая продолжительность жизни при рождении человека), уровень знаний (образованность взрослых и среднее количество лет учебы), квалификация, профессиональный опыт, уровень и качество жизни, доходы (ВВП на  душу населения в долларах), способность к выживанию и др.). Делается вывод, что качество человеческого капитала значительно повышает конкурентоспособность нации.
По некоторым методикам исчисления ИЧР первые 21  место в мире занимают наиболее развитые страны,  страны "Золотого миллиарда", а в первой пятерке идут соответственно: Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия.
Страны бывшего СССР, в том числе Россия и Украина,  далеко отстают, причем до 2000 г. ИЧР в них снижался. Если в 1992 г. Россия и Украина занимали соответственно 34-е и 45-е место, то в 1995 г. - 72-е и 102-е место. По некоторым сведениям в 2000 г. они занимали уже 62-е и 68-е места.
Не следует считать какую-то одну методику строго научной. Ее еще предстоит  выработать. Однако очевидно, что  научный поиск уже идет и оказывает  влияние на центры принятия политических решений.
Общественная потребность учитывать  объективные тенденции развития человечества, возрастания роли человеческого потенциала в общественном богатстве  ощущается в деятельности политических институтов в Украине. Ныне действующий  Президент в своих публичных выступлениях заявляет, что наивысшей ценностью современного цивилизационного процесса является человек, его права и свободы, уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.
Конституция Украины так определяет систему социальных ценностей:
"Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью"(статья 3. Конституция Украины). Идея о человеческой жизни как наивысшей ценности отражена в программных документах многих политических партий Украины. Однако, эта идея представлена в виде общей посылки, имеет различное толкование  у разных партий, в ней преобладают политический и моральный аспекты.
Ученым, политическим институтам Украины еще предстоит определить систему социальных ценностей. Сделать это можно только общими усилиями тех, кто в этом заинтересован. Предлагаю свое понимание системы социальных ценностей.
Система социальный ценностей - это:
Люди: человеческая жизнь, жизнь каждого человека, его физическое и психическое здоровье, способности и таланты, интеллект, моральные добродетели, права и свободы, квалификация, профессиональный опыт, сознательная целенаправленная социально-значимая деятельность, в процессе которой он участвует в общественном производстве общественного богатства (материальной и духовной культуры), удовлетворяет свои материальные, духовные и социальные потребности и тем самым воспроизводит собственную  жизнь, самореализуется и самоутверждается  в социальной общности как самоценность общественного богатства, достигает поставленных целей, счастья; жизнь всех ныне живущих поколений людей; жизнь будущих поколений людей; жизнь предшествующих поколений людей, их жизненная энергия, воплощенная  в создании последующих поколений  людей, в материальной и духовной  культуре общества, их жизненный  опыт как звенья исторического опыта человечества.
Социальные общности, исторически сложившиеся в процессе развития общественного разделения труда, общения людей и их соединения в определенную целостную социальную систему, -  семья, социальная группа, поселение (городская, сельская община), гражданское общество, их жизнедеятельность.
Социально-этнические общности, исторически сложившиеся в процессе этногенеза, - этническая группа, народ, нация, их жизнедеятельность.
Общественная связь людей, социальных общностей: вся система общественных отношений, демократическая система социальной регуляции (государство, органы самоуправления, политические и общественные организации, нормы и принципы морали и права), обеспечивающая реализацию прав и свобод человека, равноправие людей, их солидарность, социальную справедливость и социальное равенство в их взаимоотношениях, соединение людей в целостную социальную систему.
Материальная культура общества, обеспечивающая высокий уровень и качество жизни людей, - преобразованная человеческой деятельностью природная среда; многоотраслевое, рационально организованное, эффективно действующее общественное производство, основанное на новейших достижениях науки, техники, технологии, коммуникаций; цивилизованные бытовые условия жизни людей; предметы потребления, их разумная достаточность и высокое качество; система здравоохранения, развития физической культуры, ее научное, техническое и фармакологическое обеспечение; развитая инфраструктура жизнеобеспечения социальных поселений (социополисов);
Материальная база  духовной культуры.
Духовная культура  общества: общественное сознание в его разнообразных формах: наука, мораль, правовое, политическое, религиозное, эстетическое; общественный интеллект (система знаний) их предметное и идеально-чувственное воплощение в литературе, произведениях искусства, научных открытиях, идеях.
Система воспитания и образования, обеспечивающая усвоение и воспроизводство ценностей духовной культуры, всеми членами общества;
Язык как средство духовного общения и соединения людей в социальную, социально-этническую общность.
Все социальные ценности взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют именно систему. Вместе с тем  высшая социальная ценность - это  человеческая жизнь, жизнедеятельность ныне живущих поколений людей, ибо без этого невозможна ни социальная жизнь, ни суждения  о ней, в том числе и о социальных ценностях.

 

Ямко Н.Н.

 

Литература
1. Аристотель, соч. в 4-х т.; т. 4. Политика. М.: “Мысль”, 1983.- 830 с.
2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3.- 629 с.
3. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 21.- 629 с.
4. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 2.- 651 с.
5. В.И. Вернадский. Биосфера и ноосфера. М.: “Наука», 1989.- 262 с.

 

 

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59