SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
10/19/17 20:06:31
 
Главная
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Голосование
Нравится ли вам сайт
 
Аналитические материалы
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРА СКРЫТНОСТИ В НОВОЙ ВОЙНЕ
 
Статьи
ПОЧТИ ВИРТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
 
Это любопытно
ТУШИТЕ ПОЖАР
 
Ссылки

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА И ЭКОСЕСТЕЙТ УКРАИНЫ
http://www.niurr.gov.ua/ukr/econom/uk-r/rozdil_1-2.htm

 

Экономические отношения Украины и России в долгосрочной перспективе должны строиться на равноправных основах, с учетом национальных экономических интересов обоих государств. Поэтому необходима соответствующая концепция украинско-российских экономических отношений, которая бы отражала проблемы и предпосылки формирования этих взаимоотношений, интересы и цели партнеров, приоритеты, направления и принципы стратегического экономического сотрудничества. Данная концепция должна комплексно охватывать все сферы внешнеэкономической деятельности стран, включая торговлю, производственную кооперацию, совместное предпринимательство, инвестиционное и инновационное сотрудничество, научно-техническую кооперацию, координацию действий на рынках третьих стран, финансово-кредитные отношения, согласование законодательной базы в экономической сфере.
Фундаментом такой концепции сегодня является, прежде всего, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, Программа экономического сотрудничества до 2007 г., а также концепции национальной безопасности стран, которые содержат совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию обеспечения экономической безопасности стран.
Концепция украинско-российских экономических отношений должна использоваться при разработке конкретных программ, проектов, организационно-правовых актов и решений государственных институтов, быть методологической основной для выбора стратегической линии поведения Украины в отношениях с Россией.
Главными предпосылками украинско-российского партнерства является общность и тождественность стратегических интересов обоих государств в экономической сфере, которые сегодня сосредоточены на решении следующих проблем:
              преодоление нынешнего социально-экономического кризиса, проведение действенных рыночных преобразований;
              реструктуризация и модернизация экономики, восстановление, а точнее налаживание на современном уровне с учетом происшедших изменений кооперационных связей между отраслями и предприятиями, образование совместных производственных структур;
              развитие ключевых производств и сохранение их профиля, предотвращение созданию дублирующих производств, стимулирование экспортоориентированных производств, выход на международные товарные рынки;
              привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов в противовес приоритетности помощи со стороны международных финансовых структур и развитых стран в виде кредитов;
              взаимное привлечение инвестиций в развитие машиностроительного и топливно-энергетического комплексов;
              сохранение и развитие научно-технического потенциала;
              достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности, преодоление тенденции обнищания населения.
Совпадение украинско-российских проблем этим перечнем, конечно, не ограничивается, но ясно, что существует база для сотрудничества. Главным препятствием на пути к масштабному сотрудничеству состоит, с одной стороны, в чрезмерной политизации некоторых аспектов украинско-российских отношений, а с другой — в ограничении собственных возможностей инвестирования национальных экономик и нежелании это делать в ощутимых объемах со стороны развитых стран мира и международных финансовых организаций.
Жизнь показала, что в автономном режиме, без восстановления рациональных производственных, кооперационных и технологических связей, без взаимного доступа к энергосырьевым ресурсам и рынкам сбыта национальные экономики как Украины, так и России, эффективно функционировать не могут.
Как известно, экономика Украины еще во времена СССР специализировалась на производстве продукции наиболее энерго- и материалоемких отраслей промышленности — металлургической, машиностроительной, нефтехимической и химической. Удельный вес продукции этих отраслей, которая потреблялась, в основном, за пределами страны, составлял 30% по машиностроению, 42% — по цветной металлургии, 81% — по нефтехимии. Основным потребителем экспортной продукции (приблизительно 80%) была Россия. Ныне украинские поставки продукции металлургии в Россию сократились почти в 20 раз, минеральных удобрений — больше чем в 15 раз. Взаимопоставки машиностроительной продукции, которые ранее составляли 40% товарооборота между странами, сегодня едва достигают 13%. Сокращение взаимопоставок имеет место по всем без исключения промышленным товарным группам.
Из-за разрыва кооперационных связей резко снизились возможности производства многих видов продукции. В промышленности Украины простаивает приблизительно 60% производственных мощностей, численность занятых в экономике сократилась на 2,4 млн. чел. В России загруженность производственных мощностей составляет сегодня лишь 40%, а численность работников уменьшилась на 9,8 млн. чел. В обеих странах увеличиваются масштабы латентной безработицы. Одним словом, идет непрерывный процесс деиндустриализации обеих стран, и проблема экономического выживания и сохранения статуса государств технической цивилизации стала доминантной и для Украины, и для России.
Надежды решить экономические проблемы Украины за счет привлечения ресурсов Евросоюза абсолютно беспочвенны. Во-первых, 400 млн. европейцев не для того напряженно работали почти полвека, чтобы ныне понизить свой уровень жизни, финансируя решение проблем постсоветских государств. Во-вторых, Западу в условиях обострения конкурентной борьбы на европейском рынке просто не нужна развитая Украина, стабильная (для своего спокойствия) — да, но передовая, конкурентоспособная — нет. Поэтому напрасно ожидать от Запада масштабных инвестиций или инноваций, какие бы льготные условия для этого Украина не создавала. Кредиты в умеренных размерах, гуманитарная помощь, чтобы предотвратить социальный взрыв, небольшие совместные предприятия по производству товаров массового спроса — вот все, на что может сегодня рассчитывать Украина. Запад препятствует проникновению на свой рынок украинских товаров, да они пока и не в состоянии проникнуть на этот рынок из-за относительно низкого качества и высокой себестоимости, разве что по демпинговым ценам и то в ограниченном объеме. Что же касается сельскохозяйственной продукции, которая могла бы стать одной из главных статей украинского экспорта, то ей вследствие Чернобыльской катастрофы дорога на западный продовольственный рынок закрыта из-за несоответствия жестким экологическим требованиям. Поэтому в нынешнем экономическом положении Украина едва ли может рассчитывать на какую-либо другую роль, кроме роли периферийной зоны Евросоюза — поставщика сырьевых ресурсов. Кстати, именно этот тезис довольно откровенно прозвучал на сессии Верховного Совета Украины из уст Председателя Сената Франции К.Понселье: "Сфера вашей специализации — это сельскохозяйственное производство и переработка, ядерная энергетика и тому подобное".
Анализ событий последнего десятилетия красноречиво свидетельствует, что Украине и России Запад как раз готовит роль сырьевых придатков и индустриальных свалок. Например, сегодня уже поступают предложения относительно захоронения ядерных отходов, продажи "национальных квот" загрязнения окружающей среды на много лет вперед и тому подобное. Стратегическая цель Запада — дальнейшая деиндустриализация и ослабление Украины и России, "угроза объединения" которых для Запада еще существует и они будут препятствовать этому всевозможными способами.
В этой связи украинской политической элите необходимо, в конце концов, освободиться от иллюзий и трезво оценить социально-экономическую ситуацию в стране и наши возможности. Сегодня на западных рынках нас никто не ждет, а мы пока что не имеем реальных шансов туда пробиться. Попасть же на рынки России и других стран СНГ намного легче, а главное на данном этапе — выгоднее.
Российский вектор в обозримой перспективе будет оставаться для Украины доминантным, поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы в ближайшее время оптимизировать наши экономические взаимоотношения, которые сегодня имеют для Украины не меньшее значение, чем вожделенное сближение с ЕС.
Оценивая перспективы отношений Украины с Россией, следует отметить, что обе страны, безусловно, будут постепенно двигаться на Запад, учитывая при этом свои национальные интересы и сохраняя свои характерные национальные черты и особенности. Теоретически возможны два варианта "дрейфа" на мировые рынки: Украина и Россия вместе, в большей мере согласованно, без разрыва как исторически сложившихся экономических связей, так и тех, которые доказали в наше время свою рациональность, или же в одиночку, без учета взаимных интересов и в конкурентной борьбе между собой. Безусловно, что национальным интересам обоих государств в условиях трансформации их экономик, больше отвечает первый вариант, который позволяет более эффективно, на паритетных началах интегрироваться в экономические системы Запада.
Такая постановка вопроса требует создания совершенно новой системы экономических взаимоотношений между Украиной и Россией. Многие нынешние проблемы украинско-российских отношений в экономической сфере объясняются радикальными изменениями, которые произошли в обеих странах после провозглашения их независимости. Эти изменения, к сожалению, не всегда учитываются или иногда даже игнорируются в практике внешнеэкономической деятельности обеих стран, так как до сих пор не изыскана оптимальная модель взаимодействия национальных экономик. Все то, чем мы сегодня руководствуемся, практически создано еще на основе замшелых межреспубликанских связей времен Советского Союза, а надо найти новую базу развития украинско-российских отношений с учетом национальных интересов и стратегических целей независимых государств.
Интересы Украины в отношениях с Российской Федерацией состоят в создании условий для развития долгосрочных экономических связей. В этом контексте приобретает особое значение обеспечение процесса дальнейшей экономизации двухсторонних отношений во всех областях межгосударственного сотрудничества. В частности, основными экономическими интересами Украины являются:
              обеспечение условий для оптимальной загрузки отечественных производственных мощностей и более полного использования научно-технического потенциала, что станет возможным благодаря увеличению объемов сбыта продукции украинских предприятий на рынке РФ, углубления кооперационных связей между предприятиями и отраслями Украины и России, активизации инвестиционного сотрудничества;
              возврат утраченных позиций украинских субъектов хозяйствования в экономике России, что предусматривает активизацию деятельности в РФ наших промышленных и коммерческих структур, возобновление оправдавших себя прежних и установление новых кооперационных связей с российскими предприятиями, внедрение новых форм производственной кооперации;
              проникновение украинского капитала в экономику РФ, прежде всего в такие ее сферы, как топливно-энергетический комплекс (добыча и транспортирование газа и нефти), машиностроительный комплекс, лесное хозяйство; значительное расширение участия украинских субъектов хозяйствования в реализации конкретных инвестиционных проектов, которые будут осуществляться в России;
              привлечение российских инвестиций в АПК, машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, станко- и приборостроение), топливно-энергетический комплекс (создание мощностей и инженерных сооружений по переработке и хранению радиоактивных отходов, проведение общих геологоразведочных работ в части добычи углеводородного сырья, совместное использование транзитных нефте- и газопроводов), а также в металлургический комплекс, строительный комплекс, химическую промышленность;
              реализация в полном объеме режима свободной торговли между Украиной и РФ согласно положениям заключенных соглашений, устранение существующих препятствий на пути продвижения украинских товаров на рынки России;
              окончательное решение проблемы собственности относительно объектов бывшего Союза в соответствии с Соглашением от 15 января 1993 года.
Российская сторона заинтересована:
              в сохранении экономических связей с Украиной, которая является поставщиком стратегического сырья (марганца, титана, урана, хрома и т.д.), а также запасных частей, полуфабрикатов, материалов и комплектующих; остается рынком сбыта российской продукции неконкурентоспособной на других рынках; имеет значительный научно-технический потенциал, необходимый для решения экономических проблем России;
              в сохранении благоприятного режима использования украинской транспортной инфраструктуры (магистральных трубопроводов, морских портов, железнодорожных и автомобильных дорог, линий электропередачи);
              в погашении государственных долгов Украины перед Россией, для достижения чего Россия будет добиваться реализации таких схем расчетов, как выплаты валютой, возмещение пакетами акций наиболее ликвидных украинских предприятий;
              в доступе к управлению через участие в капитале предприятиями машиностроительного комплекса Украины (в первую очередь теми, которые имеют двойную технологию); топливно-энергетического комплекса Украины (транзит и хранение газа, переработка нефти); санаторно-курортного комплекса Крыма; транспортного сектора экономики Украины (железные дороги, морские порты и т.п.);
              в реализации инвестиционных проектов в машиностроительном комплексе Украины (разработка и строительство транспортно-пассажирских самолетов, ракетоносителей) и ее топливно-энергетическом комплексе (реконструкция действующих нефте- и газопроводов).
Развитие Украины и России как суверенных государств допускает, что иногда между ними могут возникать некоторые разногласия из-за несоответствия отдельных интересов.
Расхождение интересов Украины и РФ может проявляться в различных подходах к реализации внешнеэкономической политики, к защите своих внутренних рынков и отечественных товаропроизводителей. Среди основных таких расхождений можно выделить:
              введение всевозможных ограничений доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на свой внутренний рынок путем принятия соответствующих законов и подзаконных актов с обеих сторон;
              в ограничении доступа товаров другой стороны на мировые рынки (сырье, продукция черной и цветной металлургии, химической и других отраслей промышленности, конкурентоспособные технологии, продовольственные товары) и конкуренция на рынках третьих стран.
              наличие различных подходов к ценообразованию и тарифной политике, прежде всего, при транзите через территорию Украины российской экспортной продукции.
Как правило, возникшие межгосударственные расхождения рассматриваются на заседаниях соответствующих смешанных комиссий, которые создаются правительствами обеих стран. При этом преодоление расхождений в интересах сторон должно осуществляться в таких направлениях:
              стремление к гармонизации нормативно-правовой базы двухстороннего экономического сотрудничества (прежде всего в сфере налогообложения при осуществлении внешнеэкономических операций), а также к унификации налоговой и тарифной политики;
              активизация деятельности по расширению кооперационных связей между отраслями и предприятиями обоих государств;
              согласование позиций обеих стран по вопросам производства и выхода на европейский и мировой рынки высокотехнологичной и другой конкурентоспособной продукции;
              обеспечение взаимного участия Украины и России в развитии их топливно-энергетических комплексов путем реализации общих инвестиционных проектов, взаимное участие в акционировании или приобретении пакетов акций объектов ТЭК, а также создание совместных транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и предприятий в ведущих отраслях промышленности;
              достижение более высокой результативности переговорных процессов для дальнейшего расширения экономического сотрудничества в стратегически важных для обоих государств сферах;
              активизация разработки и подписания двухсторонних соглашений между регионами Украины и России, в первую очередь между приграничными областями;
              изыскание путей для более тесного и конструктивного сотрудничества соответствующих государственных структур Украины и РФ в части контроля за выполнением двухсторонних соглашений в экономической сфере.
Стремление Украины и РФ к конструктивной деятельности по созданию стратегических, партнерских торгово-кооперационных отношений между государствами было закреплено подписанием полномасштабного договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, а потом и долгосрочного договора об экономическом сотрудничестве. В частности, этими договорами предусматривается проведение мероприятий по согласованию стратегии осуществления экономических реформ, углублению экономической интеграции на основе гармонизации хозяйственного законодательства; согласованию финансовой, инвестиционной и таможенной политики; сохранению и развитию на взаимовыгодной основе производственной и научно-технической кооперации при разработке и изготовлении современной наукоемкой продукции.
В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, а также Программой экономического сотрудничества до 2007 года [11, 12] модель экономических отношений должна строиться на основах равноправного партнерства и взаимовыгодной интеграции рыночно-ориентированных экономических систем суверенных государств. Поэтому в механизмах реализации украинско-российских экономических отношений целесообразно предусмотреть:
              создание надежной информационной базы о состоянии экономических отношений;
              прогнозирование развития сотрудничества с целью разработки взвешенной стратегии и принятия оперативных решений по их нормализации, а также предупреждению угроз экономической безопасности;
              обязательную научную экспертизу законодательных и управленческих решений, касающихся межгосударственных экономических взаимоотношений;
              постоянный мониторинг и сопоставление экономических параметров развития обеих стран, анализ всего спектра украинско-российских экономических отношений и соответствующую корректировку стратегии и тактики этих взаимоотношений;
              ревизию и актуализацию всей нормативно-правовой базы экономических отношений с учетом их современного состояния, перспектив развития и наиболее важных факторов внешнего влияния;
              проведение регулярных консультаций (двухсторонних и в рамках институциональных учреждений СНГ) для согласования финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической и таможенной политики;
              взаимодействие в области ограничения “теневой” экономики;
              взаимодействие в международных экономических и политических организациях;
              активное проникновение в российское экономическое пространство через контактные территории, регионы с высоким удельным весом украинского населения, места традиционной миграции украинских рабочих, через участие в приватизационных процессах в России и развитие совместного предпринимательства с целью создания внешних зон экономической поддержки украинских интересов в России;
              максимальное расширение присутствия Украины на российском рынке капиталов, товаров и услуг путем развития прямых торгово-экономических отношений на всех уровнях через специализацию и кооперацию технологически связанных предприятий при разработке и производстве современной наукоемкой продукции, в том числе и продукции ВПК;
              устранение препятствий на пути взаимного инвестирования при условии дозирования российских инвестиций по отраслям и регионам Украины, обеспечение дисперсного инвестирования с российской стороны малого и среднего украинского бизнеса;
              создание законодательной базы, которая улучшала бы инвестиционный климат и одновременно защищала государственные интересы Украины в инвестиционной сфере;
              создание организационно-экономического механизма привлечения иностранных, в том числе и российских инвестиций;
              разработку и внедрение механизма предоставления льгот иностранным, в том числе и российским инвесторам;
              оптимизацию и упрощение процедур при организации предпринимательской деятельности в Украине;
              ускорение приватизации и развития вторичного фондового рынка;
              расширение сотрудничества в обеспечении функционирования национальных топливно-энергетических комплексов, транспортных систем и систем связи с целью сохранения и рационального использования единых систем, сложившихся в этих отраслях;
              рациональное взаимодействие в инновационной сфере на основе прямых связей и межгосударственных программ взаимного использования инновационного потенциала при условии надежной защиты интеллектуальной собственности Украины на мировом рынке научно-технической продукции.
В Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией выражено стремление к согласованию финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической, а также таможенной политики, к созданию равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов. Поэтому государства должны оказывать содействие формированию и развитию прямых экономических и торговых отношений на всех уровнях специализации и кооперации технологически связанных производств, предприятий, объединений, корпораций, банков, производителей и потребителей продукции. Необходимо также предусмотреть взаимное обеспечение благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для предпринимательской и другой хозяйственной деятельности предприятий и организаций обеих стран, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций, а также поощрение различных форм кооперации и прямых связей между хозяйственными субъектами обоих государств независимо от форм собственности.

На основе Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией разработан Договор между Украиной и Российской Федерацией об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг., предусматривающий осуществление программы экономического сотрудничества между странами на этот период.
На реализацию этой программы должно быть направлено все внимание правительственных и предпринимательских структур Украины и России.
В условиях возрастающей открытости отечественной экономики Украина все больше сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности или экосестейта (от английского выражения — economic safety of state). Поддержка необходимого уровня экосестейта становится одной из стратегических задач украинской внешнеэкономической политики. Игнорирование этой проблемы приводит к крайне тяжелым последствиям для национальной экономики.
Сегодня украинские предприятия терпят значительные убытки из-за проигрыша судебных процессов по демпингу, а морской и воздушный флот — из-за задержек наших судов в других странах по искам иностранных фирм, которые спекулируют на правовой незащищенности украинских компаний. Зависимость по поставкам энергоносителей остается главным фактором возрастающего экономического и политического давления на Украину. Сырье в больших масштабах за бесценок продается за границу. Экспансия иностранных товаропроизводителей продолжает вытеснять украинских продуцентов с отечественных рынков сбыта. Участились случаи отравления наших граждан некачественными импортными продуктами. Фактически неконтролируемый импорт останавливает отечественное производство, обесценивает продукцию украинских производителей сельскохозяйственной продукции. Иностранные банки начинают теснить отечественные банки. И все это — из-за необеспеченности экосестейта Украины.
Поэтому, развивая экономическое сотрудничество с Россией, надо учитывать потенциальные экономические угрозы интересам Украины с ее стороны и заранее применять нейтрализующие мероприятия с целью обеспечения экосестейта страны.
Анализ украинско-российских экономических отношений за последнее десятилетие свидетельствует о возможности возникновения таких угроз экономической безопасности Украины со стороны России при их сотрудничестве в сфере торговли товарами и услугами:
              введение Россией лицензирования, квотирования, дополнительных таможенных пошлин и тому подобных ограничений; промедление со стороны России с реализацией режима свободной торговли; переориентация значительной части российского рынка на продукцию стран далекого зарубежья (75% российского импорта), что приводит к вытеснению украинских товаров с российского рынка и является дополнительным фактором падения производства в Украине;
              повышение зависимости Украины от поставок российских энергоносителей, а также их поставок из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана по российским трубопроводам, что является фактором политического давления со стороны России;
              дискриминация украинского предложения относительно транспортирования каспийской нефти через территорию Украины, что усложняет решение проблемы диверсификации энергообеспечения Украины;
              реализация схем транспортирования российских энергоносителей в обход территории Украины, что обусловит уменьшение возможностей Украины закупать энергоносители в России;
              прекращение практики товарного покрытия платы за энергоносители и переход на исключительно валютные расчеты, что в связи с дефицитом баланса внешней торговли Украины, приведет к уменьшению ее возможностей закупать энергоносители в необходимых объемах;
              активизация усилий по приобретению в собственность России объектов бывшей союзной собственности, расположенных на территории Украины (санаторно-курортные комплексы Крыма, газохранилища и т.п.).
В инвестиционной и производственно-технической сфере потенциальными угрозами экономической безопасности Украины могут быть:
              недобросовестное поведение инвесторов (спекулятивная покупка ими украинских предприятий с целью дальнейшей перепродажи; свертывание приобретенных производств с целью обеспечения большей выгоды российским предприятиям; приобретение украинских предприятий исключительно ради "ноу-хау" с потерей приоритета Украины в соответствующих отраслях на внутреннем и внешнем рынке);
              устранение отдельных предприятий украинского ВПК, имеющих соответствующий научно-технический и производственный потенциал, от участия в реализации проектов по созданию и производству новой наукоемкой продукции, в том числе - оружия;
              потеря контроля со стороны Украины над отдельными стратегически важными для экономики и обороноспособности страны предприятиями или отраслями;
              постепенная переориентация украинских предприятий на производство преимущественно кооперационной продукции на нужды головных (сборочных) российских предприятий с одновременным ослаблением возможностей для самостоятельного развития технологических звеньев в наукоемких производствах Украины (в особенности это касается производства стратегически важной для экономики и обороноспособности страны продукции).
И, наконец, в финансовой сфере такими угрозами могут быть:
              кризисные события на финансовых рынках России, которые могут отрицательно влиять на состояние финансовых рынков Украины (ярким примером является опосредованное негативное влияние российского финансового кризиса в 1998 г. на экономическую ситуацию в Украине);
              возможность более жестких требований со стороны России относительно осуществления Украиной расчетов за энергоносители, в особенности за газ. Не следует исключать требования относительно увеличения части выплат "живыми" деньгами или же осуществление расчетов акциями наиболее привлекательных украинских предприятий, что может привести к невозможности закупки энергоносителей в необходимых объемах;
              введение Россией “новаций” в регулировании внешней торговли, которые могут отрицательно сказаться на объемах торгового оборота между Украиной и Россией (федеральный бюджет России на 2000 г. более чем на 40% будет пополняться за счет налоговых и неналоговых поступлений; сокращен перечень импортируемых продовольственных товаров, облагаемых по льготной ставке НДС в размере 10%; ставка экспортной таможенной пошлины на нефть с 01.01.2000 г. увеличивается с 5 до 7,5 евро за тонну; предусмотрено введение экспортной пошлины на газ на уровне 5% его таможенной стоимости; не исключена возможность увеличения ставок других налогов на некоторые экспортно-импортные операции).
              увеличение долгов на уровне субъектов хозяйствования, что является дополнительным фактором уменьшения товарообмена и объемов производства в Украине, а также провоцирует требования о возмещении этой задолженности акциями наиболее привлекательных предприятий-должников (по данным Госкомстата Украины кредиторская задолженность украинских субъектов хозяйствования перед российскими субъектами, по состоянию на 01.01.2000 г., достигла 12196,3 млн. гривен, в том числе просроченная — 6973,2 млн. гривен).
Учитывая наличие потенциальных экономических угроз национальным интересам Украины со стороны России, для обеспечения экосестейта государства необходимо разработать соответствующую систему национальных экономических демпферов по основным направлениям внешнеэкономических отношений.
В сфере торговли товарами и услугами такими демпферами могут служить:
              ликвидация отрицательного внешнеторгового сальдо в торговле товарами;
              диверсификация внешних источников снабжения энергоносителей для национальных потребностей;
              сохранение заинтересованности российской стороны в транспортно-коммуникационной системе Украины; активное противодействие установлению контроля со стороны России над инфраструктурной сетью Украины;
              реализация в полном объеме режима свободной торговли между Украиной и Россией согласно заключенных соглашений, устранение существующих препятствий на пути продвижения украинских товаров на рынок России;
              создание комплексной информационной базы о состоянии экономических отношений, прогнозирование их развития с целью разработки взвешенной стратегии и принятия оперативных решений по нормализации отношений и предупреждению угроз экономической безопасности Украины, внедрение обязательной научной экспертизы законодательных и управленческих решений;
              мониторинг и сопоставление макроэкономических индикаторов развития обеих стран, анализ всего спектра украинско-российских экономических отношений и соответствующая оперативная корректировка экономической стратегии и тактики Украины по отношению России;

              ревизия и актуализация нормативно-правовой базы экономических отношений с учетом их современного состояния, перспектив развития и наиболее важных факторов внешнего влияния.
В инвестиционной и производственно-технической сфере соответствующими экономическими демпферами могут быть:
              регулярный ежегодный просмотр действующего перечня имущественных комплексов государственных предприятий, приватизация которых не допускается;
              разработка и внедрение отдельных нормативно-правовых документов, которые бы касались:
              ограничений на долю иностранного капитала в уставном фонде нефтеперерабатывающих предприятий, а также предприятий речного и морского транспорта;
              формирования механизма защиты от недобросовестных иностранных инвесторов уже приватизированных предприятий (например, для защиты от приобретения украинских предприятий с целью перепродажи);
              развития международной кооперации в производстве;
              перечня отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых деятельность иностранных инвесторов ограничивается или запрещается;
              активизация процесса создания промышленно-финансовых групп в Украине и совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы (с появлением отечественных ПФГ и формированием корпоративно-кооперационного каркаса экономики украинские субъекты хозяйствования смогут противостоять экспансии со стороны российских ФПГ и ТФПГ, сотрудничать с ними на взаимовыгодной основе, отстаивать приоритеты национальной промышленной политики).
К основным экономическим демпферам в финансовой сфере можно отнести:
              обеспечение финансовой стабилизации;
              развитие финансовой инфраструктуры экономической сферы;
              достижение положительного внешнеторгового сальдо и платежного баланса;
              усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие производства;
              осуществление бюджетной реформы.
В контексте защиты экономических интересов Украины самыми приоритетными остаются вопросы обеспечения энергетической безопасности, в частности:
              диверсификация источников энергоресурсного обеспечения Украины, исходя не из нынешнего, сравнительно благоприятного, состояния российско-украинских отношений, а на случай их существенного ухудшения;
              максимальная преференция и создание благоприятных условий для наращивания собственной добычи нефти и газа, а также участие в освоении газонефтяных месторождений в Туркменистане, Казахстане, Азербайджане и России;
              ликвидация гипертрофированных пропорций потребления газа в энергобалансе государства (разработка и реализация государственной программы для уменьшения потребления газа и повышения удельного веса потребления нефти, возможности диверсификации поставок которой значительно шире);
              создание в Украине в перспективе замкнутого ядерно-топливного цикла для ликвидации монопольной зависимости атомной энергетики Украины от российских поставок ТВЭЛов.
Таким образом, исходя из национальных интересов и целей Украины, а, также учитывая ее экосестейт, приоритетными направлениями стратегического партнерства с Российской Федерацией в области экономических отношений являются:
              взаимное развитие рынков сбыта в обеих странах;
              сотрудничество в энергетической сфере (развитие единой энергетической системы; обеспечение энергоносителями (нефть, газ, ядерное топливо); общее эффективное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетических комплексов;
              развитие транспортной сети в Украине в интересах обеих стран в соответствии с концепцией создания транспортных коридоров;
              развитие общих производственных структур, кооперационных и технологических связей; развитие фондовых рынков и процессов взаимного инвестирования;
              активное развитие общего рынка трудовых ресурсов;
              совместное развитие отдельных регионов, где представлены интересы обеих стран, взаимовыгодная эксплуатация совместных зон хозяйственной деятельности, развитие контактных территорий и создание внешнего пояса экономической поддержки украинских интересов в России.
Вместе с тем в перспективе надлежит ориентироваться на следующие геоэкономические приоритеты:
              вхождение в ЕС и другие международные структуры и организации;
              формирование рациональных экономических отношений в рамках СНГ;
              завоевание рынков третьих стран для обеспечения сбыта продукции совместного производства, прежде всего, наукоемкой продукции военно-технической, авиационной, судостроительной, ракетно-космической и других отраслей.

 

 

 

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59