SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
11/22/17 13:04:00
 
Главная
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Голосование
Нравится ли вам сайт
 
Аналитические материалы
МЕТАМОРФОЗЫ
 
Статьи
МЕТОДИ ПРОТИДІЇ ЗЛУ В НОВОМУ ЗАПОВІТІ
 
Это любопытно
ТАИНСТВЕННЫЕ ЗНАКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НОСТРАДАМУСА
 
Ссылки

ИСКУССТВО И УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
(Изменение системы ценностей и роль искусства в этом процессе)
 
Крапивина Н.С.,
проректор СЗФ ИНЭС,
к.и.н., к.ю.н.
Основным средством передачи всей совокупности внегенетической (культурной) информации от поколения к поколению служат образовательные системы и искусство, которые в этом смысле относятся к сфере глобальных информационных технологий, поскольку именно через них можно вмешиваться в объективные частные процессы, оказывая влияние на общий ход вещей. Очевидно, что постановка и решение любых задач взаимодействия (сотрудничества или противоборства) социальных систем с необходимостью затрагивает эти сферы жизни общества, т.к. система образования является средством подготовки кадров, а искусство играет огромную роль в процессе формирования системы ценностей, без изменения которой не может быть изменен социальный строй. Контроль над системами образования и сферой искусства всегда служил гарантией для воспроизводства существующего строя, т.к. позволял дозировать меру понимания мира, кодируя в подсознании в нужном ключе упорядоченность внегенетической информации.
Вопрос о культуре вообще и культуре художественной в частности, как свидетельствует мировая история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных общественных перемен. Невозможно прогнозировать, планировать и строить жизнь общества, не понимая отчетливо процессов, происходивших в нем ранее, и их связь с происходящим в настоящее время. Именно поэтому анализ социокультурной ситуации сегодня - одна из насущных и острых проблем, к сожалению, почти не осмысленная или - что еще хуже - преподнесенная особым образом в нашей научной литературе.
Важной и значимой чертой состояния духовной жизни современного общества является сформированный калейдоскопичный тип мышления, т.е. такой, для которого характерна несвязность частей и частностей, не позволяющая видеть единство причин и следствия. Это относится как к близким по времени событиям, так и - особенно - существующим в исторической перспективе. Отсюда с неизбежностью возникает отсутствие полноценного анализа уроков прошлого, хотя будущее, как известно, принадлежит лишь тому, кто владеет прошлым.
Положение нашей страны в настоящий момент не является чем-то неожиданно возникшим, случайно сложившимся; состояние нашего общества сегодня - это результат целой цепи определенных событий мировой истории. Не вдаваясь в глубину исторической перспективы, постараемся дать характеристику тому, что происходило на протяжении последнего столетия. [1]
На каждом историческом этапе у каждого народа существовали и существуют свои системы ценностей, изменяемые и изменяющиеся в процессе жизни. Народ сохраняется до тех пор, пока сохранены традиции его национальной культуры: язык, способы передачи культуры, система ценностей.
Смена социального строя невозможна без изменения системы ценностей, для разрушения которой необходимо постепенное вытеснение одних ценностей другими. Это процесс постепенный, формируемый целенаправленно, с привлечением всех доступных средств: идеология, мораль, религия, искусство, средства массовой информации и др. Ценность в массовом сознании должна сначала получить нейтральную оценку, затем сдержанно-негативную (неценность), постепенно превращающую ее в антиценность. В этом особую роль играет искусство, поскольку именно оно может исподволь, на первый взгляд незаметно, влиять и на сознание, и на подсознание. Очевидна связь меры таланта художника (независимо от вида искусства) и степени воздействия художественного произведения на человека и общество.
Существуют определенные ценности, разрушение которых всегда ведет к гибели нации, народа, страны. Это, прежде всего, семья - основа основ любого общества, государства, поскольку гибель семьи неминуемо влечет гибель нравственности, культуры, личности, наконец, самой нации. Компоненты семьи как социальной ценности: целомудрие (сохранение генотипа нации), чадолюбие (сохранение численности нации), связь поколений (сохранение и передача традиций национальной культуры).
Из истории известно немало примеров развала и гибели тех государств, где семья переставала быть ценностью. Для этого сначала разрушали ценность целомудрия, что влекло за собой сексуальную разнузданность, приводя в результате к формированию моральных уродов и рождению уродов физических. Затем разрушали ценность чадолюбия (деторождения), сокращая тем самым численный потенциал. Параллельно шло разрушение ценности национальных традиций культуры, размывание их, подмена другими.
Для России прямая пропаганда сексуальной свободы в 19 веке была невозможна, ибо существовала сильная крестьянская - традиционная - культура, а потому сначала нужно было пропагандировать свободу женщины в получении образования, профессиональном росте и т.п. Постепенно это трансформировалось в пропаганду так называемого полного равенства женщин - и в возможность сексуальной свободы в том числе (принцип сексуальной свободы для мужчины к этому времени уже окончательно утвердился в городах; в деревнях же продолжали женить юношей достаточно рано: "чтоб не портил породу").
В это время становится весьма ощутимым влияние движения суфражисток (Великобритания, США и др.) на искусство, пропагандировавшее теорию "стакана воды"; наиболее отчетливо это проявлялось в литературе, театре, в меньшей степени в живописи, практически отсутствовало в музыке.
Одним из компонентов процесса изменения ценностных ориентаций общества стало привлечение женщин к революционной деятельности, т.е. к разрушению и убийству. Этим попиралось основное природное свойство женщины - созидание (деторождение), что осуществляло психологическое выламывание ее личности.
В искусстве начинается эстетизация и прославление образа женщины-революционера. Однако следует отметить, что параллельно в некоторых произведениях звучала тема предупреждения и расплаты.
В результате постепенно формировалось в подсознании женщины нежелание быть матерью, хранительницей очага, а затем - бабушкой. Следовательно, начинается процесс постепенного разрыва классического пути передачи традиций культуры. Таким образом уже к моменту рождения следующего поколения произошла подмена ценностей.
Неценность семьи стала пропагандироваться особенно отчетливо и ярко с 1917 года. Это проявлялось трояко:
- "освобождение" женщины от семьи - ценность общественной деятельности (позднее карьеры) для нее становилась выше, чем семья;
- попрание ценности целомудрия - свобода выбора партнера (не только мужа, но и временного), допустимость случайных связей, т.е. игнорирование законов телегонии (передача генетических признаков на большие временные расстояния);
- разрушение семейных связей вообще и связи поколений в особенности (передача традиций идет через поколение: от дедов к внукам) - утрата ценности национальных традиций.
Проводилось это на разных этапах различными путями. Вначале шел процесс отказа женщины от семьи во имя революции, победы нового строя. Затем - пропаганда принципов житья коммуной (истоки - в национальных традициях, но они были извращены почти до неузнаваемости), в которой основной ценностью для всех (без различия пола) стало строительство нового общества, а так называемый "быт" (в том числе рождение и воспитание детей) воспринимался как нечто неценное, мешающее развитию личности борца и строителя.. При этом воспитатели в детском саду - борцы за новое общество. Проводимая одновременно с этим пропаганда свободы выбора партнера (основа как бы положительная - брак по любви) вела постепенно к свободе от нравственных семейных уз.
Общественное воспитание детей в яслях и садах положило начало разрушению традиции двух культур в воспитании (мужской и женской) и созданию некоего среднего человека, гражданина и общественного деятеля, но никак не семьянина. Кроме того, отказ от традиционного различия в выращивании и воспитании мальчиков и девочек вел не только к изменению социально-психологических ориентаций, но и влиял на изменение гормонального фона, что особенно важно в период полового созревания (как известно, в традиционных культурах всегда наличествовало существенное различие в пище, зависящее от пола, ибо потребление преимущественно белковой пищи и пряностей стимулирует выработку организмом мужских половых гормонов, а потребление преимущественно углеводов и жиров - женских).
Одновременно началось разрушение деревни - хранительницы традиционной культуры - всеми доступными средствами и способами.
Проявление этих процессов в искусстве: архитектура - дома-коммуны, районы-коммуны; живопись, литература, театр - тема женщины-борца, женщины-строителя нового общества и почти полное отсутствие темы женщины-матери.
В конце 30-х -середине 50-х годов была предпринята попытка сохранить семью как ведущую ценность в шкале ценностных ориентаций общества. Но к концу этого периода стремление возродить ценность семьи соединилось с одновременным подспудным нарастанием новой волны процесса ее разрушения: ужесточение процедуры развода, запрещение абортов, "разборки" на парткомах и т.п., т.е. карикатурно-абсурдные методы решения семейных проблем. Таким образом в общественном сознании семья все больше из ценности превращалась в нечто навязываемое государством, в средство "производства винтиков" государственной машины. Именно здесь лежат истоки того, что позднее воплотилось в восприятие семьи как обузы, ненужной и отторгаемой.
Кроме того, все более отчетливо проявлялась вынужденная для большинства обязательность коллективного воспитания детей, приводившая к практически полному отсутствию в течение целого дня влияния семьи. Распространение воспитания детей в детских садах привело не только к разрыву всех поколений, к разрушению традиционного пути передачи национальной культуры, но и к разрушению традиций воспитания детей в зависимости от пола (культура мужская и женская).
Однако в этот период еще достаточно сильны традиции культуры деревни, сохраняющие свое влияние даже на тех, кто попадает в город.
Искусство 30-х годов активно формировало в массовом сознании образ родной страны как неприступной крепости, окруженной врагами. Внутри этой крепости могут воплотиться все самые смелые мечты о счастливой жизни, постепенное реформирование которой по четко продуманной программе велось вплоть до начала войны. Однако, создавая образ идеального общества, искусство при этом еще не успело ввести произведения, посвященные проблемам семьи. В искусстве этого периода звучит практически только тема производства, а тема любви, человеческих, семейных отношений - еле слышно. Так, влюбленные говорят не о том, как они будут строить семью и воспитывать детей, а как будут совместно трудиться на благо общества.
Послевоенное десятилетие - особый этап в истории нашей Родины. С одной стороны, именно в это время страна действительно начала новый путь развития. А с другой, это есть тот период, когда развитие по-новому оказалось недопустимо (см. Директиву 1948 года СНБ США № 20/1).
Искусство культивировало в общественном сознании послевоенного десятилетия образ страны как сбывшейся мечты о счастливом будущем. Он был воспринят весьма благодарно, поскольку, во-первых, после страшных военных потрясений массовое сознание остро жаждало покоя, стабильности, счастья и хотело верить в то, что это сбывается уже сейчас. Во-вторых, по контрасту с военными лишениями и страданиями мирная жизнь 1946-56 годов могла действительно восприниматься как уже наступившее счастливое будущее. В-третьих, в связи с созданием социалистического лагеря из массового сознания уходит ощущение страны-крепости. На смену ему приходит восприятие родной страны как бескрайнего простора, пространства, исполненного вечным светом и счастьем.
Адекватным воплощением счастливого будущего является прежде всего идея города-сада, строительство которых так активно велось взамен разрушенных войной. Этой же идее счастливой богатой жизни было подчинено все: от живописи до "Книги о вкусной и здоровой пище". Казалось бы, во всем - забота о человеке, о семье. Но именно в этот период, в результате невозможности воплощения концепции развития 1940-х годов и возвращения к концепции предыдущей, начинается новая волна разрушения семьи как социальной ценности.
В искусстве этого периода тема семьи звучит как отголосок, как воспоминание - произведения, повествующие о династиях, кланах. Но даже в них акцент, как правило, все же делается на революционной и производственной деятельности.
Конец 50-х - середина 80-х годов характеризуется началом и весьма быстрым, всепроникающим распространением зарубежных традиций и элементов культуры: ценность карьеры, материального благополучия, личной свободы удовольствий (в том числе потребление наркотиков, в первую очередь алкоголя и табака), "сексуальная революция", отстранение старшего поколения от воспитания, отсутствие принципов воспитания детей в зависимости от пола (полное разрушение традиций мужской и женской культуры), Это не было естественным взаимовлиянием различных культур – осуществлялся процесс уничтожения национального самосознания.
Широчайшее распространение воспитания детей в детских садах привело к почти полному отсутствию влияния семьи, т.е. к разрыву всех поколений. В результате произошел отрыв от корней, традиций, нравственных норм.
К концу этого периода оказалась почти полностью разрушена деревня и ее культура. Появился особый слой культуры, связанный с таким явлением, как "лимитчики" - целый пласт, несколько поколений изгоев, оторванных от традиций культуры деревни, но не сумевших приобщиться к городской культуре, поскольку к этому времени шло размывание и, в конечном итоге, разрушение обеих культур. Декларируемого слияния культур города и деревни не произошло - рушилось и то, и другое.
Закономерно проявление этих тенденций в искусстве и архитектуре: появление огромного количества произведений (литература, театр, кино, эстрада), пропагандирующих и эстетизирующих адюльтер, табакокурение и пьянство (все герои обязательно курят и уж если не напиваются "по-мужски", то выпивают непременно), в том числе и так называемое "культурное" потребление алкоголя, "бесполая" мода в одежде, широкомасштабное строительство однотипных уродливых "спальных" районов (квартиры так малы, что в них не могут жить три поколения семьи) и т.п. Тогда же начался процесс пропаганды средствами искусства ценности деградационно-паразитических потребностей человека и общества ("красивая жизнь").
Но одновременно в литературе появляются так называемые "деревенские" писатели - те, кто пытался напомнить о проблемах сохранения деревни как основы традиций национальной культуры.
Вторая половина 80-х - середина 90-х годов - почти полный развал семьи и такое же разрушение традиций национальной культуры вообще и ее подсистем (мужской и женской) в частности; рождение огромного количества физических и психических уродов как результат сексуальной свободы, алкоголизма, наркомании сформированного предыдущего поколения моральных уродов, маргиналов; начало уничтожения стариков; окончательно сформирована ценность деградационно-паразитических потребностей человека и общества.
В искусстве этого периода продолжается разрушение всех ценностей национальной культуры и внедрение традиций чужой, в первую очередь американской, культуры. Происходит ярко выраженное целенаправленное влияние этих традиций на подрастающее поколение. Музыка, кино, видео (мультфильмы, боевики, триллеры, порнофильмы) - жестокость, прославление грубой силы, индивидуализма и т.п. Следует отметить, что литература как вид искусства (как, впрочем, и музыка, и кинематограф) практически полностью вытесняется тем, что получило название "кич", или "массовая культура". Идет процесс коммерциализации культуры, ориентации молодых творческих работников (актеры, художники, музыканты, писатели) на коммерческий успех, работа на потребу зарубежных "меценатов"- покупателей их творчества.
Уничтожение исторической памяти народа, уничтожение привычных ориентиров, очередное насильственное навязывание новых и не менее чуждых привело к созданию духовного вакуума, всегда страшного и губительного для культуры. В настоящий момент весьма ощутимо стремление заполнить этот вакуум: все более отчетливо заявляет о себе, претендуя на первозначимость, культура нового социального слоя - криминальной буржуазии и обслуживающей ее маргинально-люмпенизированной прослойки. Сегодня уже можно говорить об эстетических принципах "новых русских"- в архитектуре, кино, музыке, одежде, быте и т.п. и о влиянии этой "эстетики" на подрастающее поколение как "очень новых русских", так и многих других. Процесс формирования криминального и бездуховного слоя культуры, пытающегося захватить все большее жизненное пространство, включает и гигантский прилив низкопробной зарубежной культуры, и переориентацию учреждений культуры, ее деятелей на массовое потребление, и стремление выкорчевать из культурного обихода целые пласты искусства, науки, образования, не вписывающихся в насаждаемую общественно-политическую парадигму нынешнего режима.
При этом важно подчеркнуть, что коммерциализация культуры ведет не просто к деградации и сокращению культурного "поля", а к созданию атмосферы конкуренции, в которой, как известно, побеждает сильнейший. Очевидно, что не защищенная в финансово-экономическом отношении отечественная культура физически уступает место массовой западной, опирающейся на мощную денежную и техническую основу. Это обстоятельство вносит в социокультурную ситуацию качественно новые характеристики. Реальностью становится утрата культурой национального духа, ее американизация. В данном случае речь не идет о естественном взаимном влиянии культур. Происходит искоренение неугодной культуры, всегда сопровождаемое геноцидом: наркотическим, экономическим, демографическим и т.п.
Результатом этого является катастрофический склад мышления, чувство исторической обреченности и страха, охватывающее те слои общества, кто не может или не хочет понять целенаправленность воздействия и способы формирования современной социокультурной ситуации в стране.
В наиболее сложном и опасном положении находится молодежь. Четко проводимая ломка нравственных ценностей и моральных устоев, особенно интенсивная в последнее десятилетие, привела к дезориентации части молодых людей, способствовала вытравливанию у них чувства национальной гордости и патриотизма. Чуждые нашему народу ценности, насаждаемые извне средствами массовой информации и определенными произведениями зарубежного искусства, лишают молодежь духовности, разрушают исторические корни народного целомудрия, ведут к постепенной деградации нового поколения. В этих условиях особое внимание должно быть направлено как на возрождение традиционной системы ценностей (обращение к людям среднего поколения и к молодым родителям), так и на формирование системы ценностей (для подрастающего поколения) - через искусство, систему образования и просвещения, средства массовой информации. Здесь особую значимость приобретает возвращение в культурный обиход подлинных ценностей национального искусства, их переосмысление и правильная интерпретация, осознание роли и способов воздействия произведений зарубежной массовой культуры и средств информации.
Систематическая и целенаправленная работа по разрушению системы ценностей страны, проводимая на протяжении нескольких десятилетий всеми доступными средствами - в том числе и средствами различных видов искусства, поставила страну на грань краха. Очевидно, что выход из системного кризиса напрямую зависит от того, каким будет новое поколение, каким станет его мировоззрение - нравственные и эстетические идеалы, социальные ориентиры, уровни общей культуры и профессиональной подготовки.
Сегодня стала совершенно очевидной необходимость единой программы народного просвещения, включающей в себя полный охват жизни человека и общества: от принципов внутриутробного воспитания до внедрения гуманистических традиций перехода человека в иной мир. Культура отношений человека и человека, человека и общества, общества и природы, культура производства и потребления может быть сформирована только в результате продуманного системного воспитания и образования.
Ведущим должно стать обучение, просвещение и психологическая подготовка прежде всего воспитателей, т.е. родителей, работников дошкольных учреждений, учителей. Работу с родителями следует вести по специальной системе подготовки их к воспитанию: от момента, предшествующего зачатию ребенка, до начала им самостоятельной жизни. Целенаправленно и планомерно проводимая, такая работа позволит: вернуть семье приоритетную значимость в системе ценностей общества; в конечном итоге сократить до минимума процент нежелательных и случайных зачатий и рождений; обеспечить формирование и сохранение полноценного генофонда. При этом возрождение в воспитании наличия двух культур - мужской и женской, учитывающих все аспекты (от половых особенностей психики до влияния элементов питания на выработку определенных гормонов организмом), снимет негативные последствия формирования некоего среднего индивида на протяжении последних десятилетий, создаст гармоничность и целостность человеческих отношений.
Формирование целостного видения мира должно начинаться с первых дней жизни. В этом огромную роль играет не только нравственность родителей и быт (моральное и материальное окружение ребенка), но и искусство, в том числе прикладное. Особое внимание необходимо уделять игрушкам: именно через них ребенок познает мир взрослых, приобщается к ценностям того общества, в котором живет.
Поскольку в современных условиях практически полностью утрачена преемственность поколений в семьях, а ребенка необходимо окружить воспитателями высочайшего уровня нравственности и профессионализма, то самую высокую степень общественного уважения должна обрести профессия воспитателя дошкольных учреждений, обеспечивающего формирование духовной культуры входящих в жизнь поколений. При этом очевидно: воспитатель сам должен обладать высоким уровнем духовной культуры, что неразрывно связано с повышением уровня культуры художественной. Не случайно в Японии при проведении конкурсов на замещение должностей (даже научно-технических!)обращается внимание на художественную культуру соискателя, причем не просто на его знания, а на способность интерпретировать произведение искусства. В этом справедливо усматривается залог развитой способности воображения, а следовательно, творческих потенций, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и находить оптимальный вариант решения в любой практической деятельности. Ценность подобных качеств для воспитателя очевидна и неоспорима.
В формировании творческих способностей как умения выйти за пределы устоявшихся схем ведущее место принадлежит искусству, роль которого состоит также в целостно-всестороннем воспитании входящих в жизнь людей - нравственно-гражданственно-эстетическом. Школа должна воспитать отношение к искусству не как к развлечению, забаве, заполнению досуга, но как к дару дополнительной жизни вместе с замечательными людьми – героями подлинно художественных произведений и их авторами. Ввести человека в художественный мир и воспитать потребность жить в нем - такова одна из важнейших задач школы нового типа, рождающейся сейчас в нашей стране. Очевидно, что новой школе необходимо получить и учителей нового типа, способных решать эту задачу.
Подготовка родителей, воспитателей и учителей должна являться частью единой общей системы работы с населением страны. Только при таких условиях можно рассчитывать на положительный эффект. Введение целостной системы образования и воспитания населения страны требует согласованных общегосударственных мероприятий во всех сферах жизни общества.  Но поскольку  преимуществами в истории развития человечества всегда обладали государства с наиболее совершенной для  своего  времени  системой образования и использования кадров, то необходимость воплощения целостного подхода очевидна.
Президент   НИИАЦ “Стратегия будущего”                                 /Иванов М.Н./

 

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59