SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
10/21/17 08:39:18
 
Главная arrow Аналитические материалы arrow ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ - PRO ET CONTRA
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Аналитические материалы
СОЗДАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕИ
 
Статьи
МЕТОДИ ПРОТИДІЇ ЗЛУ В НОВОМУ ЗАПОВІТІ
 
Это любопытно
КОСМОГЕНЕТИКА
 
Ссылки

Европейские перспективы Украины: pro et contra
 
                Европа уже не верит в реформаторскую политику Кучмы и не рассматривает его как договороспособного и управляемого лидера, способного привести Украину в Европу. Фантомы "второго Лукашенко", "украинского диктатора" по-прежнему маячат в качестве страшилки в западных СМИ, подогреваемые просьбами Тимошенко и Мороза к официальным представителям США прекратить контакты с Леонидом Кучмой. Как отмечают некоторые СМИ, в разговорах "не для печати" американские политики иногда описывают Украину как "Кучмастан" (УНИАН, 01.12.2001). Киевский Центр мира, конверсии и внешней политики заключил в январе, что новая администрация США "больше не верит в гарантии и заверения украинских должностных лиц в их преданности демократическим ценностям и европейской интеграции" (радио "Свобода", 26.02). Кроме того, политика геополитического балансирования Кучмы между Западом и Востоком развенчала уверенность в верности строгому следованию вектору европейской интеграции.
Между тем геополитический вес Украины как срединной зоны между Европой и Россией заставляет ЕС активно развивать украинское направление внешней политики. В качестве реального реформатора на Западе давно и откровенно рассматривают экс-премьера Виктора Ющенко, за полтора года премьерства совершившего экономический поворот Украины на Запад. Именно поэтому, очевидно, Ющенко и воспринимается как лучик света во "тьме коррумпированной и олигархической украинской политики". Корни коррумпированности видятся не только во взяточничестве. Для западных наблюдателей они скорее кроются в негативном имидже украинского бизнеса, отождествляемого с российской агентурой влияния: оказывается, киевские и донецкие олигархи все до единого являются "наместниками элиты из ключевых отраслей экономики России".
Однако наиболее важное последствие такого низкого доверия к украинским экономическим агентам - слабость влияния на украинский бизнес. На фоне массового прихода на Украину российского капитала и скупки российскими предприятиями украинской собственности Западу ничего не остается, кроме как предпочесть политические рычаги давления, что, впрочем, как показал "кассетный скандал" и массовая дискредитация предстоящих парламентских выборов, не менее серьезно. Европейский союз внимательно следит за событиями на Украине, выделяя ее управляемость и предсказуемость как элемент собственной безопасности. Своего рода оплот надежды представляют собой для Запада настроения Западной Украины. Самостийные лозунги, наиболее популярные на Галичине, - самый удобный катализатор отдаления Украины от влияния России. Кроме того, Западная Украина представляется внутренним мостиком, соединяющим страну с Европой, прежде всего за счет существенных польской, венгерской и румынской диаспор в этом регионе.
Особая роль предназначена Польше. Она рассматривается в качестве связующего мостика между Украиной и Европой. Культурные связи, наличие значительной польской диаспоры на западе Украины - выгодные козыри в руках "западников" на Украине. Обеспечив себе стабильную прозападную ориентацию Украины, Запад рассчитывает лишить Россию возможности расширять сферы своего влияния. Основной императив такой политики - старый как мир тезис Бжезинского о том, что независимая Украина не позволит образовать России "империю". Исходя из этой простой логики, ЕС и США совместными усилиями оберегают суверенитет Украины, втягивая ее в "буферную зону" между блоком НАТО и Россией.
Отношения Украины с ЕС
Украина декларирует своей целью присоединение к ЕС в качестве государства-кандидата в 2004 г. и полноправного члена в 2011 г., однако сейчас Украина не входит ни в "первостепенную", ни во "второстепенную" группу будущих членов Евросоюза. Несмотря на то что тема выполнения обязательств Украины перед ЕС постоянно присутствует в качестве информационного фона политического ньюсмейкинга, существует ряд объективных проблем, не позволяющих говорить о европейской интеграции Украины в категориях ближайших перспектив.
Существует ряд претензий, которые традиционно предъявляются к постсоветским республикам, государствам переходного периода. Еще в 1995 году НАТО провело исследование и четко определило критерии приема новых членов. Это, в первую очередь, требования демократизации, развития рыночной экономики, усиление контрольных механизмов, гражданского контроля над Вооруженными силами. Эта совокупность вопросов возникает как в контексте вступления Украины в НАТО, так и в рамках дискуссий о вхождении Украины в ЕС. Украина еще пока очень далека от выполнения этих требований.
На текущий момент, несмотря на постоянное присутствие темы европейской интеграции как в риторике первых лиц Украины, так и в СМИ, очевидно, что вопрос о реальном вхождении Украины в НАТО не встанет еще, по крайней мере, 15-20 лет. Прежде всего, этому препятствуют неоднозначные отношения украинского руководства с ПАСЕ. При вступлении в ПАСЕ Украина взяла на себя ряд обязательств: ввела мораторий на смертную казнь, приняла ряд необходимых документов. Среди них: Хельсинский заключительный акт, Договор о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом и Хартия об особом партнерстве с НАТО. В связи с кассетным скандалом над Украиной с начала года неоднократно зависала угроза исключения из Совета Европы.
Правда, все подобные начинания сдерживали отрезвляющие размышления о том, что это, в первую очередь, подтолкнет Украину к более тесному сотрудничеству с Россией. Стандартные претензии ПАСЕ к Украине таковы: преследование оппозиции, дискриминация и убийства людей по политическим мотивам, ущемление свободы слова и свободы средств массовой информации со стороны органов исполнительной власти и президентских структур. Острота момента в том, что эти претензии периодически находят для себя благодатнейшую почву: раскрутка аварии Ю.Тимошенко как инсценированной властью в очередной раз дала повод для подозрений о нечистоплотных методах борьбы власти с оппозицией; череда скандалов вокруг формирования избирательных комиссий заставляют усомниться в прозрачности избирательной кампании.
Раскрутка предвыборных скандалов, выгодная, прежде всего, США, не только представляет собой значительную угрозу объявления результатов выборов фальсифицированными властью, но имеет более долгосрочные последствия. Оскандалившуюся после "гонгадзегейта" и, не исключено, уже через месяц дискредитированную в связи с результатами парламентских выборов Украину, совершенно понятно, не захочет видеть в своем составе ЕС. Остается предположить, что США косвенно или целенаправленно формируют на Украине политический климат, неприемлемый для кандидата на вступление в ЕС, тем самым затормаживая интеграцию Украины в европейское сообщество. Является ли такой эффект от деятельности США преднамеренным, либо обнаруживает себя как побочный продукт американской активности на Украине, сказать однозначно сложно. Однако такой сценарий представляется весьма возможным в свете размежевания между интересами США и Европы. Запад уже не един, и, видимо, нет единой западной стратегии в отношении Украины.
Другая важнейшая конфликтная линия - приведение украинского законодательства в соответствие с европейскими стандартами. Позиция Европы заключается в том, что сам по себе возможный экономический рост Украины не может быть аргументом для интеграции, если в Украине не будут утверждаться основы демократии и гарантии прав человека. В заключительном документе гетеборгского саммита в перечне шагов по направлению к общеевропейскому дому, которые необходимо сделать Украине, сначала указаны демократическое развитие, соблюдение прав человека, верховенство закона и только потом - рыночно ориентированные экономические реформы. Вместе с тем список требований Запада к экономическим реформам так же внушителен. Запад требует либерализации деловой активности, создания стабильной и прогнозируемой правовой среды, улучшения корпоративного и государственного управления, преодоления коррупции.
Важно отметить, что любое промедление или откат в процессе интеграции Украины в Европу воспринимается Западом, а вслед за ним либеральной и националистической оппозицией, как банкротство Л.Кучмы и "продажность украинской олигархической элиты" России, а центристами и левыми - как доказательство необходимости "поворота на Москву". Объекты НАТО на территории Украины Украина занимает стратегически важное географическое положение на континенте, и что касается геостратегической роли Украины, то здесь по-прежнему действуют клише "холодной войны", то есть фактически западные эксперты зачастую так и выражаются: "Украина - островок "холодной войны" между США и Россией".
Что касается перспектив вступления Украины в НАТО, то они довольно расплывчаты, хотя и не настолько отдаленны, как планы вступления в ЕС. Украина не входит в число 10 стран, претендующих на членство в НАТО на ноябрьском саммите альянса в Праге. Из этих 10 стран пять (три прибалтийских государства, Словакия и Словения), скорее всего, будут приняты в НАТО уже в этом году, Румыния и Болгария - возможные кандидаты (Македония, Хорватия и Албания, как полагают, не имеют шансов на вход в альянс). На настоящий момент действующая Хартия об особом партнерстве с НАТО, подписанная еще в 1997 году, заложила основу для активного сближения Украины с Североатлантическим союзом. По оценкам западных экспертов, среди находившихся под советским режимом стран Украина по масштабам наделенного законным статусом сотрудничества с НАТО уступает лишь прибалтийским странам:
              В Киеве размещен информационный центр НАТО; ћ НАТО располагает военным полигоном под городом Яров, где проводится масштабная подготовка войск.
              Украина и Польша создали объединенный батальон UkrPolBat, сформированный на совместной базе польских и украинских войск. От имени НАТО эту структуру курирует Великобритания, обеспечивая боеготовность батальона.
              Ежегодно на Украине проводятся совместные учения вооруженных сил стран НАТО с вооруженными силами Украины на суше и на море. В типовом случае в сухопутных учениях Peace Shield и морских учениях Sea Breeze принимают участие 10-12 стран НАТО и стран - партнеров НАТО. Цель таких учений - добиться полной взаимозаменяемости войск НАТО и украинских войск, приблизив украинскую боевую подготовку к стандартам НАТО. Североатлантический союз активно лоббирует на Украине военную реформу и, руководствуясь этим, проводит регулярные консультации с Украиной по этому поводу.
              НАТО поставлена задача "сократить численность вооруженных сил" Украины и создать армию, взаимозаменяемую с войсками НАТО. Все это, безусловно, ведет к падению самостоятельности украинских вооруженных сил и зависимости от натовского контингента. Тесные отношения Украины с НАТО и вступление в союз не являются для украинского руководства самоцелью, они скорее имеют инструментальную, вспомогательную для Украины функцию для реализации национальных интересов и вступления в ЕС.

 

Экономическая политика Запада
Наиболее активными экономическими игроками на Украине, представляющими интересы Запада, являются МВФ и Мировой банк. Европа заинтересована в том, чтобы экономическая активность Украины не сводилась только к связям с Россией и включала долгосрочные отношения с западными партнерами. Руководствуясь этими интересами, в сентябре Международный валютный фонд выделил очередной транш расширенного финансирования в размере 390 миллионов долларов. Параллельно Украина получила от Мирового банка 150 миллионов. Повышенное внимание со стороны международных финансовых организаций подиктовано прежде всего беспокойством за сохранность государственной собственности Украины. А вот с этим как раз периодически возникают проблемы:
1. Одна из них - продажа первой группы облэнерго. В конце года правительство Кинаха продало 6 региональных энергоснабжающих компаний первой группы и начало подготовку второй группы облэнерго, которые планируется пустить с молотка в конце первого полугодия 2002-го.
Все это способно не только внести коррективы в работу энергорынка, но и вызывает обоснованное беспокойство Запада в связи с неконтролируемым переделом украинского энергорынка.
2. Не менее существенная угроза для Запада - возможность приватизации украинской газотранспортной системы Россией, возросшая после ратификации трех газовых соглашений.
Экспансия российских энергетических концернов на Украину рассматриваются на Западе как один из элементов данной угрозы. Проблемной точкой при вступлении в ЕС остается проблема открытых границ Украины с Россией. В Европе по-прежнему рассматривают Украину как некий санитарный кордон России по отношению к западному миру. Однако нельзя сказать, что стремление Украины войти в западное сообщество совершенно не взаимно. Тезис расширения Евросоюза на восток имеет определенную актуальность, хотя опять-таки в виде виртуальной "страшилки". Западные наблюдатели считают расширение ЕС "сильным аргументом в предвыборной политике". Постоянно подхлестывают интерес Евросоюза к Украине сигналы сближения Украины с Россией, то есть определяющим моментом отношений во многом является угроза сближения с Россией в случае, если Украина будет отвергнута на Западе. Причем США такая угроза представляется гораздо более значительной: Украина, как составляющий элемент некоего постсовесткого лагеря с центром в России, противодействующего НАТО. Важнейшим моментом является тот факт, что Украина - транзитное государство: по ее территории могут пройти наиболее экономичные для Запада маршруты для транспортировки каспийской нефти. С учетом этого обстоятельства дискуссия об исключении Киева из СЕ также теряет в актуальности.
Who is who: наступает ясность
Сейчас поддержке президентских сил способствует укрепление связей с российским руководством. Вместе с тем СМИ связывают рост активности президентского лагеря и его активное наступление на позиции Виктора Ющенко с поддержкой, оказанной Кучме Россией: "Ободренный поддержкой России, Кучма начал наступление на оппозицию" (радио "Свобода", 19.02). Кучма движется к публичной привязке своего имени к пропрезидентскому блоку "За Еду!", во всяком случае, о вероятности возглавления президентом блока уже заявил лидер "За ЕдУ!", глава президентской администрации Владимир Литвин. Излишне говорить, что Кучма не рискнул бы сделать этого во времена разгара "кассетного скандала".
Вместе с ростом активности администрации Кучмы параллельно отмечается "зеркальный эффект": Запад все более акцентированно ориентируется на поддержку оппозиции, продолжая давление на режим Кучмы по вопросу о "честности и прозрачности выборов". Вслед за Полой Добрянски Киев посетила бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана, причем константой всех визитов неизменно остаются тесные контакты с оппозицией и заявления о недостаточной "прозрачности выборов". Однако теперь заявления западных визитеров воспринимаются в Киеве на фоне подпорченных отношений с США уже совершенно иначе: на фоне ощущения поддержки России происходит своего рода прояснение who is who. Так или иначе, украинские наблюдатели отмечают все больше деструктивных элементов западного влияния в контексте роста "российского фактора" в избирательной кампании и потепления отношений Киева с Россией в целом.

 

27.02.2002
[СМИ.ру]

 

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59