SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
10/21/17 08:40:48
 
Главная arrow Аналитические материалы arrow ПРИВАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Аналитические материалы
РЫНКИ ФИКТИВНОГО КАПИТАЛА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА
 
Статьи
ДВАДЦЯТЬ РУКОПИСІВ КНИГ ВЕТЕРАНА ЗОВНІШНЬОЇ РОЗВІДКИ
 
Это любопытно
ВИРУСЫ НА СЛУЖБЕ У НАНОТЕХНОЛОГИЙ
 
Ссылки

"ПРИВАТИЗАЦИЯ" РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ

 

 Этот материал является главой из монографии А.А.Мухина "Бизнес-элита и государственная власть. Кто владеет Россией на рубеже веков?". М.: Изд. "ГНОМиД". 2001. 208 с.

В последнее время стала актуальной война государства и крупных собственников. Орудием для уничтожения "олигархов" являются спецслужбы и силовые ведомства, которые в значительной мере защищают интересы тех, кого им приказано "уничтожать". В 1998-1999 годах внутри спецслужб сформировались условные "группы по интересам". "Альфа-групп", например, по некоторым данным, имеет большое влияние на высокопоставленных сотрудников ФСБ; "Лукойл" и "Газпром" - на сотрудников СВР, "Газпром" также активно привлекает к сотрудничеству сотрудников ФСБ и ФАПСИ; чиновники из "Росвооружения", по некоторым данным, активно "окучивают" Совет безопасности РФ и т.п. С ростом влияния финансово-промышленных групп - так называемых "олигархов" - у них появилась потребность использовать возможности силовых ведомств - особенно МВД и ФСНП, а также спецслужб (ФСБ, ФАПСИ и СВР) - в своих собственных, как правило коммерческих, целях. Тем более, что, имея определенное влияние во властных вертикалях, они получили возможность практически легально делать этим государственным структурам "заказы". В результате, практически все спецслужбы и силовые ведомства оказались поделенными на нескольких уровнях: - на уровне главы ведомства (например, Владимира Рушайло долгое время считали "человеком Березовского" и т.д.); - на уровне начальников среднего звена; - на уровне рядовых сотрудников. Некоторые группы предпочитают работать на одном или двух уровнях, другие - на всех, так как каждый из этих уровней имеет свои возможности, работа каждого имеет свои плюсы и минусы. В результате, сложились коммерческие, или бартерные, "связки" "Сибнефть"-ФСБ, "Альфа-групп"-ФСБ и т.д. Появилась даже возможность поименовать подобные конгломераты - "финансово-силовые группировки" (ФСГ). Этот термин немного некорректен в юридическом плане, так как, естественно, не является оформленным, однако он верно отражает суть происходящего. ФСГ являются чрезвычайно нестабильными образованиями, рушатся под влиянием обстоятельств и основаны на строгих коммерческих отношениях сотрудника силового ведомства и той или иной финансово-промышленной группы. Заметим, что имел место и "встречный процесс" - с 1998 года ФСБ начала активную деятельность по внедрению своих сотрудников "под крыши" многих служб безопасности (СБ) крупных компаний и банков, а также - в средства массовой информации. Руководство некоторых СБ, особенно в штате которых оказался высокий процент экс-сотрудников госбезопасности, отказалось от "сотрудничества". Одной из самых известных "отказавшихся" была СБ группы "Мост". За что, в частности, и поплатилась 11 мая 2000 года обыском и изъятием интересующих спецслужбы материалов и средств спецсвязи. Эта акция совпала по времени с попыткой расширения бизнеса связи Гусинского и столкновения его интересов и интересов представителей спецслужб, которые этот бизнес в РФ контролируют. Так что причины обыска в "Мосте" были множественными. Некоторые источники, правда, связали "наезд" на СБ "Моста" с информацией о разработке ею заместителя директора ФСБ Юрия Заостровцева (см. "Банкир невидимого фронта", Сегодня, 26 апреля 2000 года). Генерал курирует экономическую контрразведку и, по данным газеты, активно занимается коммерческой деятельностью. В августе 2000 года Юрий Заостровцев был назначен в состав совета директоров государственной компании "Совкомфло! т" (вместе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом, председателем Внешэкономбанка Андреем Костиным, министром транспорта Сергеем Франком и др.). На этом посту Заостровцев оказался уже в качестве "человека Путина" и сохранил свой пост заместителя директора ФСБ. В этом контексте заметим, что в 2000 году сложилась благоприятная обстановка для активизации деятельности Генеральной прокуратуры РФ. В частности, с приходом к власти Путина появилась реальная возможность "реанимации" архивных дел, а также дел, которые в период правления Б.Ельцина искусственно "тормозились". Сотрудникам Генпрокуратуры такое положение вещей "на руку". Так, по некоторым данным, стало довольно простым делом получить санкцию на арест любого гражданина, обыск и другие следственные действия, даже не имея достаточных на то оснований. Некоторые слышали даже о случаях так называемых коммерческих арестов, когда предпринимателя за определенную плату арестовывают сотрудники прокуратуры. Инициаторами подобных мероприятий являются конкуренты, и происходит это, как правило, на время совершения какой-либо важной сделки. Некоторые сотрудники Генеральной прокуратуры весьма увлечены коммерческими делами. В 2000 году активное проникновение представителей спецслужб в коммерческие структуры продолжилось и было в значительной мере активизировано. Как правило, сотрудников внедряют в обмен на услуги по лоббированию интересов или создание "красной крыши". При ФСБ действует специальный консультационный совет, заседания которого проводятся регулярно - примерно раз в месяц. В совет входят руководители крупнейших частных охранных предприятий России. Основным условием членства в консультационном совете является наличие у частного охранного предприятия не менее 20 представительств в различных городах России. По некоторым сведениям, члены совета, являясь руководителями крупных охранных структур, лоббируют свои интересы непосредственно через руководство ФСБ России, получая определенные льготы и расширяя возможности своих организаций. К осени 2000 года окончательно выделился ряд групп, которые смогли мобилизовать свои финансовые и политические ресурсы и с их помощью решить большинство своих экономических проблем. Это, в основном, сырьевые (нефтяные и газовые) группы - АО "НК "Лукойл" (Вагит Алекперов; нефть), АО "НК "Сибнефть" (Роман Абрамович; нефть), ОАО "Газпром" - "Итера" - "Сибур" (Рэм Вяхирев; газ, нефть) и консорциум "Альфа-групп" (Михаил Фридман и Петр Авен; нефть, металл и др.). Указанные структуры являются наиболее активными (а также наиболее финансово обеспеченными для этого) лоббистами. К этой категории вполне можно отнести и другие группы - "Интеррос"-"Спутник Лтд" (Владимир Потанин, Борис Йордан; металл, нефть), РАО "ЕЭС России" (Анатолий Чубайс; энергоносители), ОАО "Сургутнефтегаз" (Владимир Богданов; нефть) и ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" (Искандер Махмудов, Михаил Черной; черные и цветные металлы). Все эти группы имеют своих "агентов влияния" в наиболее крупных "властных зонах": - в Совете Безопасности РФ (управленческо-лоббистской структуре, которую возглавляет Сергей Иванов); - в Администрации Президента РФ (где влияние делят "Альфа-групп", "Сибнефть", "Лукойл" и "Газпром"); - в Правительстве РФ (где представлены практически все группы); - в Совете Федерации и Государственной Думе (где также представлены практически все группы). Таким образом, отметим, что основным критерием влиятельности в 2000-2001 годах является способность группы оперативно мобилизовать свои финансовые и политические ресурсы и эффективно воздействовать на конкурентов с помощью силовых ведомств. В 2000 году в семи федеральных округах началось формирование межрегиональных управлений по борьбе с экономической преступностью, в состав которых, по данным МВД, вошли сотрудники ГТК, ФСНП и УБЭП. Кроме этого, в округах уже есть окружные управления МВД, прокуратуры и ФСНП. "Отстраивание" новых властных вертикалей, по-видимому, приведет к дальнейшей "приватизации" органов власти силами финансово-промышленных групп.

http://www.polit-info.ru
Http://www.spic-centre.ru

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59