SIAC

Каждый Человек значим, уникален, необходим и незаменим
08/19/17 16:40:32
 
Главная arrow Аналитические материалы arrow ПРИВАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ
 
 
Главное меню
Главная
О нас
Проекты
Документы
Статьи
Аналитические материалы
Это любопытно
Контакты
Партнеры
Видео материалы
Аналитические материалы
СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГОСТРОИТЕЛЬСТВА
 
Статьи
УКРАИНЕ - СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

 
Это любопытно
СПУТНИК НАСА НАТКНУЛСЯ НА ПОСЛАНИЕ БОГА
 
Ссылки

"ПРИВАТИЗАЦИЯ" РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ

 

 Этот материал является главой из монографии А.А.Мухина "Бизнес-элита и государственная власть. Кто владеет Россией на рубеже веков?". М.: Изд. "ГНОМиД". 2001. 208 с.

В последнее время стала актуальной война государства и крупных собственников. Орудием для уничтожения "олигархов" являются спецслужбы и силовые ведомства, которые в значительной мере защищают интересы тех, кого им приказано "уничтожать". В 1998-1999 годах внутри спецслужб сформировались условные "группы по интересам". "Альфа-групп", например, по некоторым данным, имеет большое влияние на высокопоставленных сотрудников ФСБ; "Лукойл" и "Газпром" - на сотрудников СВР, "Газпром" также активно привлекает к сотрудничеству сотрудников ФСБ и ФАПСИ; чиновники из "Росвооружения", по некоторым данным, активно "окучивают" Совет безопасности РФ и т.п. С ростом влияния финансово-промышленных групп - так называемых "олигархов" - у них появилась потребность использовать возможности силовых ведомств - особенно МВД и ФСНП, а также спецслужб (ФСБ, ФАПСИ и СВР) - в своих собственных, как правило коммерческих, целях. Тем более, что, имея определенное влияние во властных вертикалях, они получили возможность практически легально делать этим государственным структурам "заказы". В результате, практически все спецслужбы и силовые ведомства оказались поделенными на нескольких уровнях: - на уровне главы ведомства (например, Владимира Рушайло долгое время считали "человеком Березовского" и т.д.); - на уровне начальников среднего звена; - на уровне рядовых сотрудников. Некоторые группы предпочитают работать на одном или двух уровнях, другие - на всех, так как каждый из этих уровней имеет свои возможности, работа каждого имеет свои плюсы и минусы. В результате, сложились коммерческие, или бартерные, "связки" "Сибнефть"-ФСБ, "Альфа-групп"-ФСБ и т.д. Появилась даже возможность поименовать подобные конгломераты - "финансово-силовые группировки" (ФСГ). Этот термин немного некорректен в юридическом плане, так как, естественно, не является оформленным, однако он верно отражает суть происходящего. ФСГ являются чрезвычайно нестабильными образованиями, рушатся под влиянием обстоятельств и основаны на строгих коммерческих отношениях сотрудника силового ведомства и той или иной финансово-промышленной группы. Заметим, что имел место и "встречный процесс" - с 1998 года ФСБ начала активную деятельность по внедрению своих сотрудников "под крыши" многих служб безопасности (СБ) крупных компаний и банков, а также - в средства массовой информации. Руководство некоторых СБ, особенно в штате которых оказался высокий процент экс-сотрудников госбезопасности, отказалось от "сотрудничества". Одной из самых известных "отказавшихся" была СБ группы "Мост". За что, в частности, и поплатилась 11 мая 2000 года обыском и изъятием интересующих спецслужбы материалов и средств спецсвязи. Эта акция совпала по времени с попыткой расширения бизнеса связи Гусинского и столкновения его интересов и интересов представителей спецслужб, которые этот бизнес в РФ контролируют. Так что причины обыска в "Мосте" были множественными. Некоторые источники, правда, связали "наезд" на СБ "Моста" с информацией о разработке ею заместителя директора ФСБ Юрия Заостровцева (см. "Банкир невидимого фронта", Сегодня, 26 апреля 2000 года). Генерал курирует экономическую контрразведку и, по данным газеты, активно занимается коммерческой деятельностью. В августе 2000 года Юрий Заостровцев был назначен в состав совета директоров государственной компании "Совкомфло! т" (вместе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом, председателем Внешэкономбанка Андреем Костиным, министром транспорта Сергеем Франком и др.). На этом посту Заостровцев оказался уже в качестве "человека Путина" и сохранил свой пост заместителя директора ФСБ. В этом контексте заметим, что в 2000 году сложилась благоприятная обстановка для активизации деятельности Генеральной прокуратуры РФ. В частности, с приходом к власти Путина появилась реальная возможность "реанимации" архивных дел, а также дел, которые в период правления Б.Ельцина искусственно "тормозились". Сотрудникам Генпрокуратуры такое положение вещей "на руку". Так, по некоторым данным, стало довольно простым делом получить санкцию на арест любого гражданина, обыск и другие следственные действия, даже не имея достаточных на то оснований. Некоторые слышали даже о случаях так называемых коммерческих арестов, когда предпринимателя за определенную плату арестовывают сотрудники прокуратуры. Инициаторами подобных мероприятий являются конкуренты, и происходит это, как правило, на время совершения какой-либо важной сделки. Некоторые сотрудники Генеральной прокуратуры весьма увлечены коммерческими делами. В 2000 году активное проникновение представителей спецслужб в коммерческие структуры продолжилось и было в значительной мере активизировано. Как правило, сотрудников внедряют в обмен на услуги по лоббированию интересов или создание "красной крыши". При ФСБ действует специальный консультационный совет, заседания которого проводятся регулярно - примерно раз в месяц. В совет входят руководители крупнейших частных охранных предприятий России. Основным условием членства в консультационном совете является наличие у частного охранного предприятия не менее 20 представительств в различных городах России. По некоторым сведениям, члены совета, являясь руководителями крупных охранных структур, лоббируют свои интересы непосредственно через руководство ФСБ России, получая определенные льготы и расширяя возможности своих организаций. К осени 2000 года окончательно выделился ряд групп, которые смогли мобилизовать свои финансовые и политические ресурсы и с их помощью решить большинство своих экономических проблем. Это, в основном, сырьевые (нефтяные и газовые) группы - АО "НК "Лукойл" (Вагит Алекперов; нефть), АО "НК "Сибнефть" (Роман Абрамович; нефть), ОАО "Газпром" - "Итера" - "Сибур" (Рэм Вяхирев; газ, нефть) и консорциум "Альфа-групп" (Михаил Фридман и Петр Авен; нефть, металл и др.). Указанные структуры являются наиболее активными (а также наиболее финансово обеспеченными для этого) лоббистами. К этой категории вполне можно отнести и другие группы - "Интеррос"-"Спутник Лтд" (Владимир Потанин, Борис Йордан; металл, нефть), РАО "ЕЭС России" (Анатолий Чубайс; энергоносители), ОАО "Сургутнефтегаз" (Владимир Богданов; нефть) и ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" (Искандер Махмудов, Михаил Черной; черные и цветные металлы). Все эти группы имеют своих "агентов влияния" в наиболее крупных "властных зонах": - в Совете Безопасности РФ (управленческо-лоббистской структуре, которую возглавляет Сергей Иванов); - в Администрации Президента РФ (где влияние делят "Альфа-групп", "Сибнефть", "Лукойл" и "Газпром"); - в Правительстве РФ (где представлены практически все группы); - в Совете Федерации и Государственной Думе (где также представлены практически все группы). Таким образом, отметим, что основным критерием влиятельности в 2000-2001 годах является способность группы оперативно мобилизовать свои финансовые и политические ресурсы и эффективно воздействовать на конкурентов с помощью силовых ведомств. В 2000 году в семи федеральных округах началось формирование межрегиональных управлений по борьбе с экономической преступностью, в состав которых, по данным МВД, вошли сотрудники ГТК, ФСНП и УБЭП. Кроме этого, в округах уже есть окружные управления МВД, прокуратуры и ФСНП. "Отстраивание" новых властных вертикалей, по-видимому, приведет к дальнейшей "приватизации" органов власти силами финансово-промышленных групп.

http://www.polit-info.ru
Http://www.spic-centre.ru

 
< Пред.   След. >

 16.09.2007 20:59